Стратегия развития грузино-абхазский и грузино-осетинских отношений прописана правительством довольно четко, заявляет госминистр Грузии по делам примирения и гражданского равноправия Паата Закареишвили. По его словам, программа меняется исходя из ситуации.
По словам Закареишвили, то, что грузино-абхазские отношения имеют довольно четкие очертания, об этом говорит то, что двусторонние отношения, которые были приостановлены при власти Национального движения в 2007 году, за чем затем последовала война 2008 года, восстановлены.
«Через 8 лет, в прошлом году, впервые были восстановлены грузино-абхазские отношения и в Лондоне состоялась первая встреча. В течение одного года четыре раза проходили грузино-абхазские встречи без каких-либо посредников. Только грузины и абхазы сидели за столом и освобождение заключенных [состоявшееся недавно], является результатом этих встреч. Кроме того, знаете наверно, что по меньшей мере дважды министр энергетики находился на оккупированной территории. Раньше такого не происходило. Кроме того, знаете наверно, что Созар Субари (министр по делам беженцев — ред.) регулярно осуществляет перевоз тел погибших в 1992-1993 годах лиц. И такого раньше не происходило. Все это часть большой стратегии. Знаете наверно также, что нынешней зимой Абхазии угрожало остаться без электроэнергии. Мы взяли на себя оплату потребляемой электроэнергии», — заявляет Закареишвили.
Госминистр также уточнил процесс сотрудничества с абхазской стороной в области энергетики. По его словам, когда Александр Анкваб призвал абхазское общество платить за электроэнергию, именно тогда начался кризис управления в Абхазии.
«Мы можем предложить, чтобы модификация инфраструктуры была осуществлена на ту сумму, какую они заплатят за потребляемую электроэнергию», — заявил Закареишвили и отметил, что эти вопросы лучше задать министру энергетики.
По его словам, в этом контексте можно перечислить «еще много чего». В то же время он отметил, что если кто-то ожидало большего за три года, «то им следует хорошо сформулировать, что ожидало от нас общество и чего не достигли».
Что касается отношений с осетинской стороной, Закареишвили утверждает, что осетинское общество более закрытое. На утверждения журналиста о том, что осетинские эксперты указывают на возможность осуществление совместных проектов, Закареишвили выразил удивление.
«Хочу сказать, что в Турции и сейчас (интервью было опубликовано в 28 марта — ред.) проходит встреча с абхазской стороной, там находится мой заместитель Кети Цихелашвили, однако осетины не проявляют никакого интереса. Всего каких-то два месяца назад Цихелашвили находилась в Берне, где прошла чрезвычайно важная встреча с абхазской стороной именно по экономическим темам. Так что, если осетинские эксперты действительно желают, я бы их попросил, по меньшей мере, ходить на встречи с грузинами, где может быть разговор по многим интересующим им темам. У нас много предложений и можем провести встречи, подобные встречам в Берне. А как иначе, если в Цхинвали они не пускают. Если приедут в Тбилиси, мы их с удовольствием примем: посидим, поговорим, у нас есть предложения, оказывается, и у них есть…»,- заявил Закареишвили.