Выступления абхазов против османов была в координации с действиями грузинских повстанцев. Беседуют доктор исторических наук Георгий Анчабадзе, и генеалог Юрий Чиковани.
Георгий Анчабадзе:
-Во второй половине XVI века растет турецкое влияние среди абхазских князей. В части населения распространяется ислам, а в сухумской крепости и некоторых других прибрежных пунктах появляются гарнизоны османов. Несмотря на это, в целом, зависимость абхазских князей от Стамбула была минимальной. Абхазы часто бунтовали и прогоняли турков, устраивали набеги с моря на берег Анатолии. Французский посол Пеисонели в Крыму, во второй половине XVIII века писал: «Турецкое правление в Абхазии назначило своего бея, который был назван беем абазгов (абхазов), однако он пользуется лишь титулом, но не реальной властью. Резиденция бея находится в Сухуми, но абазги не подчиняются ни турецкому паше, ни турецкому бею».
-Абхазы воевали вместе с грузинами, чтобы избавится от османского ига?
-Нередко выступления абхазов против османов было в координации с действиями грузинских повстанцев. Много сведений сохранилось об этом как в османских, так и в грузинских письменных источниках. С этой точки зрения представляет интерес документ, написанный османами в 1704 году: «Неверный Дадиани, который назначен в стороне Менгрелии, а также, неверные абхазские вельможи, считаются покорными формально, и вышли из подчинения». Дело было в том, что восставшего на суше Дадиани с моря поддерживали абхазы. По словам османов, абхазы и мегрелы взяли крепости Анаклия и Рухи, которые находились во власти ислама. В истории освободительных войн западной Грузии против османского насилия достойна внимания хресильская битва в 1757 году, где царь Имеретии Соломон I одержал победу над турецкими войсками. В этой войне на стороне имеретинцев воевало абхазское войско во главе с самурзаканским князем Хутуния Шервашидзе, который пал на поле боя геройской смертью, убив 16 вражеских воинов.
-Почему часть рода Шервашидзе приняла ислам?
-В XVIII веке некоторые представители рода Шервашидзе приняли ислам, и пошли на службу османской империи. В титуле паши и бея они управляли Поти, Батуми, крепостями восточного лазистана. Те, кто остались в Абхазии, за небольшим исключением, хранили христианство. В середине XVIII века, когда пашой Сухуми стал Асланбей Гечба (Геч), османы сумели спровоцировать в Абхазии феодальный бунт против владетельного князя Абхазии, Манучара (Манчи) Шервашидзе, и его, вместе со своими братьями, Ширваном и Зурабом отправили в Стамбул, где их принудили принять ислам. Во время их отсутствия, в Абхазии усилились князья из рода Дзиапшипа, которые покорили набережную центральной Абхазии, и присвоили разные административные объекты. Тогда, наверное, возникла легенда, будто фамилия Дзиапшипа была побочной ветвью главной владетельной фамилии Абхазии, Шервашидзе.
-Увезенные в плен в Турцию Шервашидзе вернулись на родину?
-Да, позднее турки вернули Зураба Шервашидзе, и назначили его управляющим Абхазии с условием вассальных отношений. Но Зураб не был покорным проводником османского влияния в своей стране. В 1771 году он восстал против турков вместе с самурзаканским владетельным князем Леваном Шервашидзе, и прогнал гарнизон османов из сухумской крепости (по абхазски- Акуа). Однако турки, воспользовавшись раздором абхазских князей, вновь взяли крепость. Как известно, в феодальную эпоху междоусобные войны были обычным делом, и в 1780 году абхазские феодалы имели попытку покорить княжество Мегрелии. Владетельный князь Зураб Шервашидзе, вместе со своим родственником Келешбеем, собрал примерно 11 тысяч воинов, призвал северокавказских союзников, захватил Ингури, и остановился в рухской крепости. Современником этой эпохи был грузинский поэт Бесики, который инициаторами вторжения в Мегрелию считает Келешбея и Левана Шервашидзе, которые подстрекали Зураба. У владетельного князя Мегрелии Кация II не было достаточных сил для отражения вторжения абхазов, и с просьбой о помощи он обратился к имеретинскому царю Соломону I, который без замедления выдвинулся на помощь ему. Жестокое столкновение между Рухи и Зугдиди завершилось поражением абхазов, и они перешли на правый берег Ингури. Согласно дошедшим до нас сведениям, судьбу сражения решил удар войск Соломона I.. К теме Рухского сражения, в котором принимали участие представители аристократических семей западной Грузии, позднее не раз возвращались грузинские писатели и поэты.