Россия желает перечеркнуть все ранее принятые договора новым документом о неприменении силы

Россия настойчиво поднимает вопрос о заключении международно-правового документа, который был бы обязательным для соблюдения режима неприменения силы между Грузией и марионеточными режимами в Сухуми и Цхинвали, чтобы уйти от ответственности за невыполнение всех предыдущих соглашений, подписанных под гарантии Москвы. Так прокомментировал представитель «Клуба экспертов» Гоча Гварамиа заявление заместителя главы МИД России Григория Карасина о том, что «Грузия по-прежнему не оставила в стороне силовую повестку дня» и российская сторона будет добиваться подписания договора о неприменении силы, в том числе и в рамках Женевских консультаций по безопасности на Кавказе.

«России стоило бы хорошо вспомнить, сколько таких документов было подписано под ее гарантии Грузией, которые грузинская сторона всегда выполняла, в отличии от сепаратистских режимов, действовавших при поддержке Кремля, — отметил эксперт, — Только по конфликту в Абхазии было заключено несколько официальных соглашений о не возобновлении боевых действий. 3 сентября 1992 года в Москве был подписан первый документ о прекращении огня, на котором основывались все остальные соглашения и даже резолюции ООН по мирному урегулированию конфликта в Абхазии, Грузия. Менее чем через месяц российские и абхазские формирования начинают штурм Гагры, захватывают город и осуществляют этническую чистку грузинского населения во всей округе. 27 июля 1993 года в Сочи подписано соглашение о режиме прекращения огня и механизме контроля за его соблюдением. Грузинская сторона выводит из зоны конфликта тяжелое вооружение и часть войск, оставляя в зоне конфликта лишь формирования из местного населения, в то время как сепаратисты используют перемирие для наращивания сил, получают из России подкрепления, боеприпасы и тяжелую технику, в том числе – артиллерийские установки. Через полтора месяца начинается штурм Сухуми, в который, поверив российским гарантиям, уже вернулись беженцы. Десять дней ожесточенных боев завершаются захватом Сухуми и бесчеловечной этнической чисткой грузинского населения по всей Абхазии. Россия, как гарант мирного соглашения, не делает ничего существенного для пресечения действий боевиков – более того, российские ВВС и части регулярной российской армии участвуют в штурме города на стороне сепаратистов. 14 мая 1994 года подписывается Московское соглашение о прекращении огня и разделении сил. Российские войска получают статус миротворцев, однако на протяжении лет не делают ничего для урегулирования конфликта и возвращения беженцев, превратившись, фактически, в пограничников на искусственной «границе» и защищая исключительно интересы сепаратистов и Москвы».

Гварамиа отметил, что «аналогичная ситуация и с Дагомысским соглашением о принципах мирного урегулирования конфликта в Южной Осетии от 24 июня 1992 года, не говоря уже о многочисленных устных соглашениях и соглашениях, оформленных не на высшем уровне, которые последовательно игнорировались Россией всякий раз, когда она этого хотела». Как подчеркнул эксперт, международное сообщество не повлияло на Кремль с тем, чтобы российская сторона выполняла свои обязательства, а без этого любые договоры не стоят для России и той бумаги, на которой они написаны. «Все это привело к открытой агрессии России против Грузии и оккупации грузинских территорий в августе 2008 года, — отметил Гоча Гварамиа, — Только в новейшей истории Грузия имеет огромный и слишком горький опыт подписания соглашений с Россией. Даже не нужно вспоминать о 1921 годе, а также о Георгиевском трактате и других договорах между грузинскими и русскими царями».

Таким образом, как подчеркнул представитель «Клуба экспертов», грузинская сторона не может позволить себе еще одного риска положиться на соглашение с Москвой — особенно на такое, в котором Россия не будет прямо фигурировать как сторона конфликта и у которого не будет прочных международных гарантий. «Григорий Карасин сетует на «нежелание целого ряда участников и, прежде всего, грузин, признавать Абхазию и Южную Осетию в качестве возможной стороны для подобного соглашения». Таким образом, российская сторона продолжает смехотворные попытки обмануть реальность и как бы остаться в стороне от конфликта, непосредственным организатором и участником которого она является, — сказал Гварамиа, — А новое соглашение нужно России для того, чтобы выставить его на передний план и сделать точкой нового отчета, тем самым перенеся акценты и попытавшись уйти от ответственности за невыполнение всех прежних договоров».

Поделиться :