2011 год в политической жизни Абхазии начался с политического скандала, связанного с распределением российских финансов. 48 часовой арест лидера абхазской оппозиционной партии оккупационным режимом стал важным посылом для внутриполитических сил Абхазии. Лидера Народной партии, Якуба Лакоба, прокуратура оккупационного режима обвинила в клевете против главы Счетной палаты России, Сергея Степашина. Несмотря на то, что задержанного отпустили, против него возбуждено уголовное дело, и абхазскому оппозиционеру грозит заключение сроком до 2 лет.
Якуб Лакоба один из самых старых, колоритных, но превратившийся в маргинала представителей абхазского политического спектра. Он брат вора в законе, и один из участников президентских выборов 2004 года. А во втором туре президентских выборов, состоявшихся в январе 2005 года (после того, как Россия примирила два главных кандидата — Сергея Багапша и Рауля Хаджимба), Лакоба набрал до 5 % голосов. Его Народная партия стояла у истоков абхазского сепаратистского движения. Несмотря на это, в настоящее время Народная партия не играет особой роли в политической жизни оккупированной Абхазии. В 2008 году партия оформила договор о сотрудничестве с еще одной внутриоппозиционной политической силой — ЭРА (партия Экономического развития Абхазии). В 2009 году на выборах президента оккупационного режима Лакоба не выставлял свою кандидатуру. Якуб Лакоба одноклассник Сергея Багапша. Он постоянно публикует критические письма на сайте партии, и, по мнению некоторых грузинских аналитиков, он абхазский Жириновский. Его арест из-за очередной статьи был бы непонятен, если бы не контекст, на фоне которого задержали Лакоба: в оккупированной Абхазии обсуждение растраты российских денег стала актуальной еще в прошлом году. В 2011 году эти слухи подтвердили и заключения Счетной палаты России. Результаты финансового аудита были опубликованы 20 января. В них говорится, что в рамках финансовой помощи России в 7 295 млрд. рублей (примерно 244 млн. долларов США), оказанной в 2009-2010 годах сепаратистской Абхазии, было выявлено нарушение в объеме 346,8 млн. рублей (примерно 115 млн. долларов США).
Заявление об этих нарушениях сопредседатель Союза национального единства, Рауля Хаджимба, депутат оккупационного парламента, Рита Лолуа сделала еще в декабре 2010 года. На этом фоне абхазская оппозиция особо ждала председателя Счетной палаты России. С этого визита Сергея Степашина в Сухуми она ожидала усиления своих позиций, однако, получила противоположный результат.
Степашин прибыл в Сухуми несколькими днями ранее до публикации заключения Счетной палаты. Он заявил о нарушениях, однако вместо критики власти Сергея Багапша ополчился на местную оппозицию. Он назвал беспочвенными заявления оппозиции, и особо отметил, что оппозиция была против передачи государственных дач России:
«Я бы желал, чтобы оппозиция вместо того, чтобы выискивать что-то беспочвенное, давала конкретные, дельные рекомендации… Придут другие друзья из соседней страны, и они создадут оппозицию, которая сладкой не покажется,» – так, по информации абхазских источников, отозвался в адрес абхазской оппозиции председатель Счетной палаты России.
Заявления Степашина оказались неожиданными для абхазской оппозиции. Лидер Форума народного единства Абхазии, Рауль Хаджимба, оценил слова Степашина об абхазской оппозиции, как «шантаж с элементами угрозы».
Жестче отреагировал лидер Народной партии, Якуб Лакоба, у которого на данном этапе нет особых политических амбиций, и, соответственно, меньше старается заслужить благосклонность России. Он на сайте партии назвал главу Счетной палаты России «политическим интриганом» и «шантажистом». Лакоба также задал вопросы в связи с » бескорыстностью» Степашина. Любопытно, что супруга Степашина вице-президент российского банка VTB. Банк финансирует начавшийся в Абхазии процесс реабилитации железной дороги. Между тем, несмотря на доказанное хищение 12 миллионов, через 4 дня после публикации заключения Счетной палаты стало известно о дополнительном выделении Абхазии 2 миллиардов рублей (примерно 67 миллионов долларов США) на восстановление железной дороги.
Абхазские блогеры пишут, что если абхазская оппозиция своими критическими выпадами вторглась в интересы большого русского бизнеса, тогда арест Лакоба вовсе не неожиданность. Это даже показатель определенной тенденции. События явствуют, что на данном этапе оккупационный режим Багапша смог сохранить расположение России. А оппозиционные попытки напрячь ситуацию, и сменить Багапша, могут завершиться арестом последних.