«Праздничные» похищения в Гальском районе

На оккупированной территории Абхазии, в особенности в Гальском районе, осенне-зимний сезон считается периодом разгула криминала. Так повелось еще с тех пор, когда там прекратились военные действия. В 90-ые годы этот процесс сдерживала активность грузинских партизан, однако позже вкус «легких денег» вкусили и сами партизаны, и часть их более или менее успешно сотрудничала с абхазскими криминалами. Сотрудничество было актуально не только в «бизнесе» сигарет и металлолома, но и в похищении людей.

Уже давно активность партизан в Гальском районе кануло в лету, но заинтересованность криминала Гальским районом не уменьшилась. Не так часто, но все же происходят и похищения людей.

Известная схема, по которой проявлялось сотрудничество грузинского и абхазского криминала в Гальском районе, вновь стала актуальной, только с тем отличием, что, если раньше этому сотрудничеству содействовали российские т.н. миротворческие силы, в настоящее время грузинские и абхазские криминалы сосуществуют «по доброй воле» российских государственных пограничных войск.

В этом сосуществовании в очередной раз проявляется оккупационная сущность размещенного в Абхазии российского военного контингента. Русские военные создают максимальную преграду грузинским ученикам, которые из Гальского района переходят на контролируемую грузинской стороной территорию для обучения на родном языке, а объявленным грузинской полицией в розыск вооруженным и опасным криминалам создают настолько тепличные условия в Гальском районе, что там они чувствуют себя абсолютно безопасно.

Как правило, осенью на территории Абхазии наступает сезон сбора орехов, за которым через некоторое время следует сезон цитрусов. Самым урожайным по обоим направлениям является Гальский район. Это значит, что некоторые проживающие в Гали грузины только на своем участке орешника могут собрать до 2,3, а иной раз 5 и более тонн ореха-фундука. Гальский крестьянин может реализовать свои орехи двумя путями: либо перевезти в Зугдидский район, чему будут мешать русские оккупанты, либо избрать сравнительно простой путь — продать орехи на гальском рынке по более низким ценам, чем в Зугдиди. Подавляющее большинство жителей Гали выбирают второй вариант. Во-первых, это безопасно, и, во-вторых, из-за разницы в 50 или 100 лари, что они бы выиграли от продажи орехов в Зугдиди, им не стоит подвергать опасности жизнь.

Цена килограмма орехов в Зугдиди колеблется от 3,65 лари до 3,80 лари. А на гальском рынке килограмм орехов стоит 3,40 лари. Бывает и так, что абхазские бизнесмены, приехавшие в Гали из Сухуми, Ткварчели, Очамчиры, договариваются с каким-нибудь гальским грузином, и приезжают к нему домой на грузовой автомашине. А такие бизнес -договора сопутствуют не очень приятные побочные явления. После того, как бизнесмен забирает купленные у крестьянина орехи, к гальским грузинам заявляются вооруженные налетчики, и дочиста отбирают вырученные деньги. Налет часто происходит сразу же на второй или третий день, таким образом, что грузины не успевают купить что-либо на полученные от продажи орехов средства. Проживающие в Гали грузины полагают, что абхазские криминалы и бизнесмены в сговоре между собой.

К.Дз., крестьянин, проживающий в селе Хумушкури Гальского района: «Несколько дней назад пришел один солидный человек, говорил со мной на русском, представился как очамчирский Тузбая, сказал, что бизнесмен. А у меня был собран урожай орехов. В этом году было 2 тонны, думал, к Новому Году муку, подарки и сладости для детей купить, и после новогодних праздников планировал заплатить за учебу моего ребенка в Тбилиси. Тузбая сказал, что за килограмм даст 3 лари 30 тетри. Это условие устраивало меня, и я согласился. На второй же день он приехал на большой грузовой машине, я тоже помогал в погрузке, рассчитался со мной честно, выпил по сто грамм водки, и уехал. Следующий день был пятницей, и я решил поехать за покупками в Зугдиди в субботу. Вечером пятницы к нам ворвались 4 вооруженных людей. Один встал у калитки и начал стрелять в воздух, другой стоял во дворе, а двое метались по комнате и переворачивали все вверх дном, целились во всех и орали, что знают, что мы вчера продали орехи, и требовали отдать деньги, или грозились всех перестрелять. Сначала я отнекивался, сказал, что у меня нет денег, но меня и мою жену ударили по голове прикладом автомата, и к тому же, угрожали моей невестке… На что мне эти деньги, если с моей родней что-нибудь произойдет, пришлось отдать. Когда пересчитали, сказали, что тут не хватает, они точно знали, сколько у меня должно было быть…Отобрали, и я остался ни с чем к Новому Году: ни орехов, ни денег…»

Судьбу этого крестьянина за последние три месяца разделили еще несколько грузин. Особо урожайные орехами села нижней зоны Гальского района (Отобая, Пичори, Набакеви, Баргеби, Мзиури, Хумушкури), поэтому эту схему более всего используют на этой территории. А в селах верхней зоны Гальского района (Саберио, Нагвалоу, Чубурхинджи) пользуются другой криминальной схемой. На этой территории больше «в моде» похищение людей.

Между прочим, грузины, спевшиеся с абхазскими криминалами и российскими оккупантами, не гнушаются и похищением своих соотечественников на контролируемой грузинской стороной территории. В итоге одного такого, самого резонансного за последние годы похищения, заточение взятого в плен на праздниках Святого Георгия Омиане Гулордава завершилось в день святой Варвары в селе Саберио Гальского района.

Гулордава стал совершенно случайной жертвой этого «праздничного» похищения. Старец более семидесяти лет, Омиане Гулордава живет в селе Чкадуаши Зугдидского района. Его племянник, Гога Купуния, который несколькими днями ранее до праздника Барбароба приехал в родное село, и остался там несколько дней, является известным бизнесменом в России. Видимо, целью налетчиков был как раз Купуния, от похищения которого планировалось получить солидный выкуп.

Очевидцы говорят, что 5 вооруженных похитителей в течение нескольких дней были в засаде в лесу поблизости от Чкадуаши, однако, население приняло их за грузинскую полицию, и не обратили особого внимания. Планы Купуния неожиданно изменились, и ему прошлось отправиться в Россию. После этого изменили план и налетчики, и напали на дядю Купуния, Омиане Гулордава, когда он утром гнал своих овец в лес.

Детали нападения и похищения Гулордава вспоминает таким образом: «Когда я подошел ближе к лесу, увидел трех вооруженных людей, с автоматами в руках, и один из них крикнул по-мегрельски, не двигаться. Я понял, что бежать нет смысла, сзади подошли еще двое на конях. Привязали меня к седлу, завязали глаза, и отвезли в неопределенном направлении. Не могу сказать, что во время заточения мне нанесли физическое оскорбление, обращались со мной нормально. Что сами ели, тем меня и кормили. Говорили со мной на мегрельском, интересовались, чем мой племянник занимался, ходил ли с охраной. Однажды спросили, заплатит ли он за мое освобождение 500 тысячи долларов, и я сказал им: детки, если вы за меня ждете столько денег, можете здесь же покончить со мной, я столько не стою. В один день говорят: вставай, ты идешь к себе домой. Опять завязали глаза, и сняли повязку только у Ингури. Тогда я понял, что все это время меня держали на территории Абхазии. Похитили в день святого Георгия, и на Барбароба отпустили»….

Омиане Гулордава уходит от разговора о деталях выкупа, однако Presa.ge стало известно, что за выкуп дяди бизнесмен Купуния заплатил 10 тысячи долларов. Похитителями, предположительно, были грузины. Гулордава из села Чкадуаши увезли в Ткаия, а оттуда в пограничное село Саберио. Со дня св. Георгия до дня св. Варвары его держали в заточении в одной покинутой дощатой хибаре.

Бывшего узника уже допросили грузинские правоохранители. Соответственно, предположительно будут установлены личности преступников, однако, силовики не могут сделать фоторобот по той простой причине, что с Омиане Гулордава похитители контактировали только в масках.

Сезон орехов на территории Абхазии подходит к концу, и начинается сезон цитрусов. Как правило, в этот сезон, тем более в предпраздничные и новогодние дни, криминальная ситуация в Гальском районе становится еще более напряженной.

Поделиться :