Бизнес в Абхазии или что от него осталось

Поинтересовавшись состоянием бизнеса в Абхазии, первым делом набираем заветную фразу в самом крупном российском поисковике Yandex и обнаруживаем, что наибольшее количество результатов указывают на предложения недвижимости и давление на русских бизнесменов в этом регионе.

С недвижимость понятно — Абхазия всегда славилась своими курортами, особенно во времена СССР, поэтому, желание прибрать там к рукам частицу недвижимости всегда было желанием среднестатистического россиянина. Даже сейчас, когда неоднократно россияне обгорели на процедурах приобретения жилья (законно жилье в Абхазии россиянин приобрести не может), сообщения о предложениях недвижимости не уменьшаются. Даже новый лидер режима Александр Анкваб не раз предупреждал россиян не прибегать к услугам весьма странных компаний, но и это не помогает.

В последние годы столько слов было сказано о давлении на русского бизнесмена Варова в Абхазии, что вряд ли еще долгое время среднестатистическому русскому бизнесмену захочется вкладывать какие-либо деньги туда. Если кто и рискнет, то только ищущие приключений на свою голову, или отождествленные с российским государством крупные компании типа «Роснефти».

А вот о среднем бизнесе найти какую-либо интересную информацию так и не удалось. Даже разрекламированное журналистом Виталием Шария открытие супермаркета в Сухуми, по всей видимости, не вызвало никакого интереса среди читателей. С одной стороны, конечно же, было удивительно, что Шария рекламирует открытие какого-то средненького супермаркета — ведь на его лад можно было открыть с десяток поменьше магазинов. Организовать такой мелкий бизнес было бы не затруднительно. В конце концов, можно было бы заказать стеллажи в Москве или других российских городах, а продукцией Абхазия и подавно снабжается из России. Так может было бы лучше, если бы вместо больших супермаркетов открывались бы мелкие маркеты, а не радовались открытию одного большого супермаркета.

Ну и было бы неправильно не написать, что бизнес в Абхазии в основном состоит из приема и препровождения гостей, посещающих этот оккупированный Россией регион в летний курортный сезон. А в самом процессе отдыха россиян жители Абхазии принимают самое что ни есть «воровское» участие грабя всех, до кого рука дотянется. Но все же — основная часть абхазского бизнеса, да и основная часть дохода бюджета марионеточного режима, это курортное обслуживание. Занимаются этим в основном армяне — встречают гостей на Псоу, провожают до места отдыха, а если это частный сектор — то и там в основном встречаются лица армянской национальности. А абхазы в это время предпочитают пить кофе на берегу Черного моря и обсуждать политические расклады.

Можно было бы абхазам продолжать винить во всем этом войну 20-летней давности и ссылаться на безденежье, в результате чего большая часть Абхазии была разрушена похлеще чем Сухуми в результате абхазо-российских артиллерийских обстрелов, но вот обвинять в том, что продолжаются похищения родственников и давления на любого мало-мальски обогатившегося жителя Абхазии, винить им только себя. А в том, что они не хотят и не умеют работать ни с землей, ни без нее, виноваты изгнанные оттуда в результате этнических чисток грузины, ибо всю эту работу всегда выполняли они. Абхазам лишь оставалось воевать за места в политических кабинетах и директорские должности на крупных предприятиях. Ведь для любого абхаза кабинет — это «его все».

Поделиться :