Российские аналитики из Российский институт стратегических исследований (РИСИ), ранее входившего в структуру Службы внешней разведки и представлявшего (вероятно, и сегодня представляет) головную аналитическую структуру, считают, что официальные и оппозиционные силы Абхазии «дезориентированы внезапной смертью Сергея Багапша, не оставившего преемника».
Начальник сектора кавказских исследований Яна Амелина, известная целым рядом антигрузинских публикаций, делает ситуационный анализ в Абхазии в преддверии внеочередных выборов и дает рекомендации властям своей страны. По ее мнению, основным кандидатами на пост «президента» являются и.о. «президента» Александр Анкваб, глава правительства Сергей Шамба и «вечный оппозиционер», генерал ФСБ Рауль Хаджимба. В этом отношении Амелина не делает октрытий, ибо все знакомые с положением дел в Абхазии аналитики дают именно такой расклад. Но, в таком раскладе, как утверждает Амелина, победит Анкваб, «безосновательно имеющий в некоторых московских кругах репутацию антироссийского политика».
Амелина считает очень опасной повторение ситуации 2004 года и рекомендует Кремлю на наступать «повторно на те же грабли». По ее мнению, России «следовало бы, по крайней мере, не мешать избранию на пост президента Александра Анкваба». Понятно, что Москва не сможет оставаться в стороне от вмешательства во внутренние процессы в Абхазии, а значит данная рекомендация может быть воспринят как призыв поддержать Анкваба с прицелом на формирование тандема Анкваб-Шамба.
Следует отметить, что вероятность такого тандема довольно серьезно рассматривается в Москве. Говорят, что в ходе визита в Сухуми на похороны Багапша премьер-министр Путин уже спрашивал Шамбу о том, сможет ли сработаться в тандеме с Анквабом. И как видно, не случайно.
Среди угроз российским интересам в Абхазии и т.н. Южной Осетии, где также в этом году запланированы «выборы», Амелина называет сторонников новой церковной иерархии, именуемой «митрополией», абхазских мусульман, у которых, по ее мнению, «полностью отсутствует политическая культура», гражданское общество, поддерживающую идею восстановления Черкесии, прозападно настроенную общественность, активизацию исламского подполья в Северной Осетии, и «грузинскую истерию вокруг геноцида черкесов».