Что происходит в тюрьмах Абхазии и т. н. Южной Осетии, сколько человек, обвиненных в шпионаже в пользу Грузии, отбывают там наказание – это никто точно не знает. Официальные источники подтверждают, что абхазы и осетины по разным обвинениям арестовывают десятки человек за связи с Грузией. А после российско-грузинской войны количество обвиняемых этой категории в тюрьмах Абхазии и т. н. Южной Осетии значительно возросло.
До российско-грузинской войны было известно всего два человека, арестованных за сотрудничество с грузинской стороной. Студент Леван Мамасахлиси и 85-летний Григол Нанава были задержаны абхазскими правоохранителями за то, что якобы выполняли задания органов безопасности Грузии на территории Абхазии.
Обвиненный в измене родине и терроризме студент Сухумского филиала Тбилисского государственного университета им. Ив. Джавахишвили Мамасахлиси почти 4 года провел в драндской тюрьме в абсолютно нечеловеческих условиях.
После абхазской войны мать, брат и сестра Левана Мамасахлиси остались в Пицунде, а сам он переехал с бабушкой в Тбилиси. Весной 2001 года он приехал на каникулы к матери. Во время его пребывания в квартире матери взорвалось самодельное взрывное устройство. В результате взрыва он потерял кисть правой руки и три пальца левой. Абхазские правоохранители придали этому факту политическую окраску, объявили Мамасахлиси грузинским шпионом и присудили ему 12 лет лишения свободы.
В 2003 г. военный суд абхазских фактических властей осудил на 6 лет лишения свободы Григола Нанаву, подготавливавшего, как утверждает абхазская т. н. служба безопасности, террористический акт на территории Абхазии.
В свое время дела Нанавы и Мамасахлиси принял к производству Европейский суд и обоих признал невиновными. Только после этого и после вмешательства международных организаций стало возможным их освобождение из тюрьмы в Дранде.
Не исключено, что судьбами людей, отбывающих наказание в тюрьмах Абхазии и т. н. Южной Осетии по обвинению в шпионаже, скоро заинтересуются действующие в Грузии международные организации. Число таких людей растет с каждым днем.
Несколько месяцев назад т. н. верховный суд сепаратистской Абхазии признал проживающую в Абхазии 40-летнюю Диану Шедания (Асееву) виновной в шпионаже в пользу Грузии и осудил ее на 19 лет лишения свободы.
Как отмечают абхазские СМИ, в сентябре 2008 г. сотрудники т. н. службы безопасности Абхазии обнаружили при аресте у Дианы Шедания фотоаппарат с видеоматериалами «одного из объектов министерства обороны Абхазии».
Обвиненная в шпионаже в пользу Грузии женщина – безработная, мать двоих детей. По информации абхазской стороны, она покинула Сухуми во время грузино-абхазской войны 1992-93 гг. и отправилась в Грузию. В 1994 г.Шедания с детьми вернулась в Абхазию, но через некоторое время опять уехала, на этот раз в Сочи, куда переехал из Грузии ее муж, Автандил Шедания.
«Через два года она вновь вернулась в Абхазию. Познакомилась в декабре 2005 года с сотрудником грузинской контрразведки, бывшим жителем Абхазии. Следствие установило, что преступница передавала ему нужные сведения как по мобильному телефону, так и при личных встречах в Зугдиди. В Южном региональном центре судебной экспертизы РФ, куда были отправлены записи телефонных переговоров, подтвердили, что образец голоса принадлежит подсудимой Шедания.
С июня 2008 года за ней было установлено оперативное наблюдение. В распечатке телефонных звонков видно, что сотрудника грузинских спецлужб интересовало все – от количества военных кораблей в сухумской бухте до конкретных мест массового скопления людей в столице», — сообщает абхазская сторона.
Диана Шедания считает себя невиновной и категорически отрицает факт знакомства с представителем грузинских спецслужб, хотя признает, что голос на телефонных записях принадлежит ей.
Такой большой срок лишения свободы за шпионаж суд определяет уже второй раз. С таким же обвинением в исправительной колонии находится еще одна женщина – Кистоман Ильясова. В августе 2006 г. Ильясовой присудили 11 лет лишения свободы за «измену родине».
Еще больше людей задержано по обвинению в шпионаже в пользу грузинской стороны в т. н. Южной Осетии.
После российско-грузинской войны цхинвальский т. н. суд присудил гражданину т. н. Южной Осетии Темуру Гуцмазты за «шпионаж в пользу Грузии» 16 лет лишения свободы. Процесс над Гуцмазты закончился 31 августа. Он осужден за государственную измену по 275-й статье уголовного кодекса Российской Федерации.
На закрытом заседании так называемого верховного суда было «установлено», что сотрудник госбезопасности Южной Осетии Гуцмазты был завербован сотрудником департамента контрразведки МВД Грузии Александром Медзмариашвили, с которым и сотрудничал продолжительное время. По версии осетинского следствия, Гуцмазты передавал Медзмариашвили информацию оборонного характера. Т. н. верховный суд приговорил «грузинского шпиона» к 16 годам лишения свободы, оштрафовал на 100 000 рублей и лишил его воинского звания майора.
Темур Гуцмазты был задержан т. н. комитетом госбезопасности цхинвальского режима 19 сентября 2008 г.
За шпионаж в пользу Грузии осужден и Александр Хачиров.
По версии следствия, обвиняемый был завербован грузинскими спецслужбами во время пребывания на территории Грузии. Ему было поручено передавать с территории РФ информацию о государственных тайнах. По информации осетинских правоохранителей, Хачиров в течение четырех лет собирал информацию о пограничных транспортных и военных объектах. Как сообщает осетинская сторона, Александра Хачирова задержали 11 июня 2008 г. во время сбора материалов. 28 августа северокавказский военный суд осудил его на 6 лет лишения свободы. Он отбывает наказание в колонии строгого режима.
«То, что в Абхазии и т. н. Южной Осетии есть обвиняемые в шпионаже в пользу Грузии – несерьезно, поскольку и Абхазия, и Южная Осетия являются частями грузинского государства. Любые задержания по обвинению в шпионаже будут признаны на международном уровне несерьезными в правовом отношении. К тому же, на этой территории не нужны грузинские шпионы, так как в действительности она оккупирована и аннексирована. Цхинвальские и абхазские марионетки не могут принимать никаких независимых решений на этой территории. Борьба с Россией идет не в Цхинвали и не в Абхазии. Мы боремся с ней в международных судах.
Если задержанные в Абхазии и т. н. Южной Осетии люди или их близкие обратятся к нам и выразят соответствующее желание, мы вынесем их дела на международный уровень и можем с уверенностью заявить, что выиграем, как это было в случае с Мамасахлиси. Нашими рычагами являются прецедентные решения, уже вынесенные в аналогичных случаях Страсбургским судом по защите прав человека», — заявил в беседе с нами член парламентской комиссии по обороне и безопасности Шота Малашхия.