Мировые СМИ по-прежнему уделяют активное внимание «шпионской» теме. Бывший директор британской контрразведки Стивен Ландер, возглавлявший Mи-5 шесть лет, вплоть до 2002 года, в документальном фильме Би-би-си «Почему русские шпионят?» призывает западную общественность всерьез задуматься над происходящим.
Как констатирует Ландер, в последнее время отмечается всплеск активности «настоящих» русских агентов — то есть, шпионов под прикрытием, и выдворенные из США русские шпионы далеко не так беспомощны и смехотворны, как поспешили представить их многие комментаторы на Западе.
По его словам, сам факт существования сети российских нелегалов — то есть, шпионов, работающих без дипломатического прикрытия, — ни в коей мере не предмет для насмешек, и использование нелегалов — это опасная форма шпионажа, доведенная до совершенства Советским Союзом в годы холодной войны. Такое положение дел, несомненно, должно быть предметом серьезного беспокойства для Запада, в том числе — для Великобритании, считают эксперты. Так, бывший заместитель главы британской разведки Mи-6 Джерри Уорнер не сомневается, что множество нелегалов действуют в соседних с Россией странах — прежде всего, на Украине и в Грузии.
Развивает эту тему статья «Республика шпионов» в Newsweek, в которой, в частности, отмечается, что российские спецслужбы, к неудовольствию местных жителей, колонизовали Абхазию.
По информации издания, сотрудники ФСБ используют свои давние связи с Абхазией для приобретения недвижимости. Как утверждает автор статьи Анна Немцова, со времен Сталина в российских спецслужбах работало довольно много абхазов. Отставные сотрудники этих служб в своих интервью не скрывают, что Москва предоставила Абхазии статус автономии, чтобы у КГБ была удобная штаб-квартира «в климате Сухуми». На данный момент отставные и действующие сотрудники ФСБ арендуют и приватизируют отели, санатории и дачи в самых престижных местах. В Абхазию пошли большие российские денежные потоки, не вызывающие особого восторга большинства местных жителей. Они возмущаются тем, что российские танки испортили дороги в Гали, а международный телефонный код Абхазии отныне совпадает с российским. ФСБ взяла под свой контроль охрану границы с Грузией, и Абхазия ведает лишь двумя блокпостами, пишет журнал.
«Мы проливали кровь за нашу свободу. Пограничникам ФСБ следует об этом помнить, когда они обращаются с нами, точно со своей колонией», — протестуют абхазы.