Величественный Ново-Афонскiй монастырь со своими храмами, службами, кельями, хозяйственными постройками, заводами, мастерскими и прочими разнообразными сооруженiями широко раскинулся у подножья Иверской горы.
По установившимися здесь правиламъ, въ монастырскихъ гостннницахъ туристы пользуются помещенiемъ и столомъ, за что „по обычаю» изымается не ниже 1 руб. въ сутки. Для наезжаго люда имеются помещенiя съ трапезными.
Начало монастыря положено въ 1875 году монахами со стараго Афона во главе достопочтеннаго энергичнаго и симпатичнаго иеромоноаха Арсенiя. Правой рукой при немъ состоялъ даровитый иеромонахъ Сакратъ—человекъ кипучей деятельности и талантливый администраторъ. Война въ 1877 году разогнала этихъ труженниковъ съ братьями, но они ра¬ботали на театре войны въ качестве братьевъ милосердiя. После, опять начались возобновленiе монастыря. .
Новый Афонъ делится на старый Нижнiй (между берегомъ и прудами) и Новый Нагорный (на горномъ хребге). Всехъ братiй около 700 чел. Въ монастыре 5 церквей; ближайщiя къ берегу во имя Покрова Пресвятой Богородицы съ приделомъ во имя св. Архангела Михаила; затемъ возстановленный изъ древнихъ развалинъ—во имя св. Симона Канонита (ученика апостола Андрея Первозваннаго) и три цер¬кви домовыя—Андрея Первозваннаго; всех святыхъ и Во¬скресенская—въ новомъ корпусе зданiи верхняго монастыря. Кроме того, въ 1888 г. 24 сентября былъ заложенъ въ присутствiи Государя Императора Александра III и. царской се¬мьи соборный храмъ во имя Великомученика и целителя Пантелеймона, благовернаго князя Александра Невскаго и равноапостольной Марiи Магдалины. Ныне соборъ уже оконченъ, стоитъ онъ на живописной горе, у подошвы темно-зеленнаго лъса. Кругомъ собора раеположенъ большой 4 хъ этажный корпусъ, по угламъ и середине котораго стоитъ церкви. Въ корпусе помещается игуменъ и братья обители. Главный соборъ большихъ размеровъ: высота его 20 саж., ширина 16, а длина 25. Вместе съ хогами онъ вмещаетъ въ себе 3т. человекъ.
Нагорный этотъ монастырь действительно производить сильное впечатленiе своей красотой и грандiозностыо. Храмъ Симона Канонита, находясь за холмомъ, засоженнымъ масли¬чными деревьями и огородомъ, не виденъ изъ монастыря, но пользуется болшимъ вниманiемъ богомольцевъ и богомолокъ. Предъ храмомъ оригинальный фонтанчикъ: это крестъ, изъ оконечностей котораго бьютъ тонъкiя струйки чистейшей гор¬ной воды, а въ некоторомъ разстоянiи отъ храма—горный водопадъ. Онъ служить двигательной силой для огромной мель¬ницы, накачиваетъ воду въ водопроводы, применяется ,для добыванiя электрической энергии которая освещаетъ весь мо¬настырь. Водопроводъ действительно представляетъ чрезвы¬чайно красивое зрелище и образованъ изъ горнаго потока, перехваченнаго широкой плотиной.
На пристани устроенной на чугунныхъ сваяхъ, воздви¬гнута каменная часовня. По левую сторону воротъ—иконная и книжная лавка монастыря, где посетители прiобретаютъ иконку, книжку, четкие фотографическiе виды, а релишiозныя богомолки—лавровые листы и разныя жидкости противъ качки, зубной боли и прочихъ болезней. Словомъ—торговля бойкая.
Но шоссе къ Сухуму помещается почтово-телеграфная контора, а рядомъ—въ другомъ зданiи— таможенный постъ.
Отъ часовни вдоль берега р. Псырцхъ и моря тянутся два длинныхъ каменныхъ двухъ-этажныхъ корпуса, между ко¬торыми возвышается 2-хъ этажная башня, сооруженная Ге¬нуэзцами въ XVIII вСке. Отъ башни идетъ большая площадь, а по бокамъ башни справа и слева тянутся одноэтажные корпуса съ разными хозяйственными постройками.
Пруды расположены у самаго берега моря; ихъ около десятка и кишмя кишатъ рыбами, за которыми усердно охо¬тятся несколько белоснежныхъ лебедей; Посреди одного изъ прудовъ бьетъ фонтанъ. На скале подле водопада мраморная доска въ память посещенiя монастыря Царской семьей 24 сентября 1888 года. У монастыря свои каменоломни, своя во¬дяная мельница, кирпичный заводь, чугунно литейный заводъ, механическая, столярная, токарная, слесарная, сапожная, портняжная и несколько другихъ мастерскихъ, конскiй заводъ, кожевенный и алебастровый заводы, пасеки, оливковыя (20т. деревьевъ), апельсиновыя и лимонныя рощи, об¬разцовая ферма — словомъ значительное и широкопостявленное хозяйство. Затемъ—образцовое плодоводство и виногра¬дарство (93—т. ведеръ вина „изабэлла» ежегодно). Прекра¬сные экземпляры пальмъ вызываютъ одно удивленiе. Въ 1911 году монастырь впервые продалъ излишекъ 900 пудовъ олив¬кового масла по 6 р. 50 коп. за пудъ съ урожая за 1910 г. Въ этомъ 1912 году монастырь началъ вялить (едшить) въ спецiальныя печи черносливы для экспорты.
Отъ монастырской пристани проложены рельсы узко¬колейной дороги, которая далее идетъ вокругъ всего мона¬стыря, захватывая на своемъ пути все монастырскiя хозяйственныя учрежденiя. При монастыре небольшая школа. Затъмъ, въ распоряженiи монастыря—библiотека, довольно сно¬сная больница—только безъ врача, аптека и книжнописонная лавка.
Отъ Сухума до Новаго-Афона (23 вер.) на дилижансе— место 50 коп., на линейкахъ—4 местныхъ—5 руб. туда и об¬ратно; на фаэтонъ туда и обратно 7—8 руб.; или же на пароходахъ (1 час езды).
Повторяемъ, что Ново-Афонсмй монастырь, располагая такими огромными средствами, могъ открыть у себя духов¬ную семинарiю или спецiальное учебное заведенiе для под¬готовки миссiонеровъ изъ местныхъ жителей. Могъ устроить и церковно-археологическую комиссiю. Ведь, онъ владеетъ огромнымъ количествомъ лучшей земли съ лишнимъ 3—т. десятинъ, которую наше правительство отвело монастырю даромъ. Вся имперiя приносить ему свою лепту и во многихъ городахъ этой имперiи разбросаны его подворья.
Монастырь живетъ больше для своего благополучiя, на мнстномъ населенiи, не отражается это благополучiе. Это— не Сентинскiй женскiй монастырь, который весь свой трудъ кладетъ на благо народа.
При Ново-Аыонскомъ монастыре, какъ мы сказали вы¬ше, до 700 человнкъ братiт, но между ними больше послушниковъ, чъмъ действительныхъ монаховъ. Обращаетъ на се¬бя внимаше прiезжихъ „Иверская часовня», расположенная на самой вершине близь стоящей къ монастырю горы. Вы¬мощенная осколками известковаго камня дорога, огибая го¬ру зигзагами, ведетъ къ этой вершине. На полпути начинаютъ попадаться развалины прежнихъ сооруженiй, воздвигнутыхъ здесь греками и римлянами для стратегическихъ целей. На самой вершине была крепость Николая, отъ котораго то¬же остались развалины. Въ одной изъ башенъ помещается часовня съ иконой Божiей Матери. Подлъ часовни—разва¬лины бывшей христаанской церкви VI въка. Вотъ дъйстви-тельно волшебный видъ съ этой часовни на Черное море, на Пицунду, на Сухумъ и на чарующую окружающую природу.
Въ прошломъ же 1912 г. монастыремъ сооруженъ фунекулеръ, съ электрической тягой до вершины Иверской горы. Словомъ, въ распоряжеше монастыря все земныя блага, только такого блага лишены бедное населенiе Абхазiи, бедные священическiе приходы и бедный приходящй сюда людъ.
Мы вновь повторяемъ, что Ново-Афонскiй монастырь, какъ и Драндскiй, долженъ быть въ полномъ подчиненiй Сухумскаго архiерея, а не турецкаго султана, которому братья платятъ подать. Къ чему въ одномъ государстве другое госу¬дарство? Разве 3 т. десятинъ земли не наше правительство отвело Ново-Афопскому монастырю? Развъ все сооруженiя и обширныя хозяйства сделаны не руками русскихъ рабочихъ и не приношешями последней лепты со всехъ угловъ наше¬го обширнаго отечества?
Почему такая привиллегiя только однимъ Ново-Афонскимъ монахамъ, которые заполнили всю имперiю своими подворьями, а малейшее покушенiе со стороны другихъ на сооруженiе хоть одного такого подворья клеймится даже пе¬чатью?
Познакомимся по этому поводу съ прекраснымъ отзывомъ Сухумскаго архiерея Андрея, подъ заглавiемъ: „куль¬турный натискъ на Абхазiю»:
„По поводу извнстiя, помещеннаго въ „Сотрудникъ»( Духовный аураалъ, издаваемый при Сухумской епархiи.) о томъ, что игyмeнiя Тетклатскаго монастыря желаетъ соору¬дить храмъ и подворье своего монастыря въ Сухумъ, Тиф¬лисская газета „Голосъ Кавказа» говорить, что этотъ новый храмъ „усилить культурный натискъ грузинъ на Абхазiю, а это не входить въ интересы русской государственности». По этому, продолжаетъ названная газета,—„если угодно называть разрешенное Сухумской духовной властью начинанiе игуменiи Нины событiемъ (какъ писалъ „Сотрудникъ»), то событiемъ съ точки зренiя русск. государственныхъ интересовъ, скорее отрицательнаго значенiя», Такъ пишетъ газета, защи¬щающая pyccкie государственные интересы на Кавказе,— см. № 1648. Хотя и съ опозданiемъ, но мы хотимъ дать не¬который отвътъ на эту заметку русской патрютической газе¬ты, написанную по моему адресу. Такъ, иногда странно, думаютъ наши патрiоты и такiе обидные для русскаго сердца взгляды высказываютъ! Мы прежде всего спросимъ: написший эти строки былъ ли въ Абхазiи? Если былъ, то — въ ка-кихъ местахъ? И гдъ онъ нашелъ „натискъ грузинъ на Абхазио», где абхазцы жалуются на этотъ натискъ? Следущие недоуменные вопросы являются такого порядка: неуже¬ли построенiе провославнаго храма, комубы онъ ни принадлежалъ и гдъ бы онъ не стоялъ, „не входить въ интересы рус¬ской государственности?» — Вотъ совершнно неожиданная для меня, православнаго епископа и русскаго человъка, точка зренiя! Неужели построеше христiанскаго православнаго хра¬ма—это „событiе съ точки зренiя русскихъ государственныхъ интересовъ—отрицательнаго значенiя?» Ну, а разрушенie православнаго храма—это событiе ,.положительнаго зна¬ченiя?» И еще вопросъ: какимъ логическимъ способомъ руссккiе люди, защищающiе „православiе, самодержавiе и наро¬дность»—доходятъ до выводовъ, что построенiе православныхъ храмовъ „не входить въ интересы русской государственно¬сти?» Иначе говоря, православнымъ христiанамъ, хотя бы и грузинамъ и абхазцамъ, очень вредно молиться вместъ Богу. Все это въ высшей степени непонятно! И странное дело: по¬строенiе огромной мечети въ приморскомъ селенiи Очемчиры не вызываетъ ни у кого болезненныхъ страховъ, а построе¬нiе въ г. Сухумъ православнаго храма разсматривается, какъ „натискъ грузинъ на Абхазiю». Но если бы, действительно, люди, интересующiеся русской государственностью, посмо¬трели, что делается въ Абхазiи, то, разумеется, ужаснулись бы. Грузинскаго влiяшя они, конечно, не нашли бы, но за¬то были бы поражены турецкимъ влiянieмъ. Вотъ откуда во истину „натискъ». Ко мне, православному епископу, въ селенiяхъ Ачандары, Абгархукъ, Дурипшъ, жители обратились, видя меня въ первый разъ, съ просьбой о постройке мече¬ти? Въ селенiи Аци мечеть уже начата постройкой. При такомъ положенiи дела можно только пожалеть, что не было на Гудаутскiй участокъ того натиска православной Грузiи, котораго боится такъ „Голосъ Кавказа», тогда во всякомъ случае сейчасъ тамъ были бы христиане, какъ въ Самурзакане, а не магометане. Или для нашихъ политиканствующихъ патрiотовъ турецкое мусульманство—это нечто более терпимое, чемъ грузинское православiе? А вотъ еще харак¬терный случай: я ехалъ въ сопровожденiи 2-хъ стражниковъ къ греческому селенiю Михайловскому. Стражники были:. одинъ абхазецъ, христианинъ, а другой—лезгинъ магометанинъ. Встретились несколько грековъ и армянъ… И вотъ мои стражники, чтобы справиться о ближайшей дороге тро¬пами, заговорили съ армяниномъ и его рабочими—греками на турецкомъ языке. Турецки языкъ въ Гумистинскомъ уча¬стке, около Сухума, объединяетъ и грека и армянина и лез¬гина и абхазца! Что касается храмовъ, некоторые изъ нихъ —съ грузинскими надписями… А новыхъ храмовъ—въ Абхазiи—совсемъ нетъ! Существуютъ каые-то сараи съ малень¬кими крестиками на верху; но удовлетвориться такими „хра¬мами» можно во времена гоненiй на христианство, а не въ православной Россiи. И такъ все речи о натиске грузинъ на Абхазiю—это чья-то неудачная выдумка. Не хочу думать, что эта выдумка—злостная. Можно говорить о натиске на Абхазiю русской безпечности, о непониманiи нашими русски¬ми властями (духовенствомъ) культурныхъ задачъ въ крае, — о нашествiи турецкихъ подданныхъ туда, гдъ въ благодатномъ климате могли бы кормиться тысячи русскихъ мужиковъ, выселяемыхъ на Амуръ… Все это справедливо, но при чемъ тутъ грузины?».