«У обоих кандидатов есть покровители: у Анкваб в русских силовых структурах, а у Шамба в политэлите, поддерживающей Медведева «
Пока правительство Грузии углубляет контакты со странами Латинской Америки с тем, чтобы те не признали независимость Абхазии и Южной Осетии, в Абхазии готовятся к т.н. президентским выборам. На выборах за президентство Абхазии 26 августа будут бороться три кандидата. Своим мнением по этой теме делится эксперт в вопросах Кавказа Мамука Арешидзе:
Там три кандидата в президенты: Александр Анкваб, Сергей Шамба и Рауль Хаджимба. Пока Россия публично не подавала знак, какого кандидата поддерживает.
На прежних президентских выборах фаворитом русских был Рауль Хаджимба…
Сегодня он не то чтобы в Москве, даже в Сухуми не имеет влияния. В 2004 году Москва допустила ошибку, публично поддержав Хаджимба. Москве дорого это обошлось и сегодня уже старается не повторять допущенную однажды ошибку. В нынешнем году она больше надеется на проживающие в Абхазии армянские и славянские общины.
Как раз их фаворитом и считают Шамбу…
Это не совсем так. Москва попыталась консолидировать армянскую общину, чтобы та проголосовала за одного кандидата, но пока не выявляется, которого из них избрала и что поручит армянской и славянской общинам.
Александр Анкваб встретился с грузинским населением Гали. По официальной версии исполняющий обязанности президента приехал в Гали для улаживания социально-экономических и бытовых проблем, а между тем его приезд в Гали перед выборами воспринимается как избирательная кампания. Дело в том, что часть гальских грузин по причине отсутствия документов не имеет права участвовать в президентских выборах. В свое время, невзирая на старания Багапша, парламент Абхазии отклонил инициативу, дающую проживающему в Гали грузинскому населению право участия в выборах. На сегодня из живущих в Гали приблизительно 45 тысячи грузин только 9 тысячи имеют право участвовать в президентских выборах.
Грузинские избиратели, пожалуй не имеют решающего голоса, однако для маленькой Абхазии, где примерно 132 тысячи избирателей, 9 тысячи голосов тоже что-то значат ( объявляется, что количество абхазов примерно сто тысячи, но это неправда. 55% избирателей по моему предположению не абхазы).
На сегодня в Абхазии важнее всего установить порядок. По мнению абхазов, Шамба не тот политик, который справится с этим. Несмотря на тяжелый характер Анкваба, полагают, что он сможет изменить ситуацию, искоренить коррупцию и преступления. Однако это иллюзия. Коррупция зависит не только от местных властей.
По мнению части абхазов Шамба меньше ориентируется на Россию, он в большей мере склоняется к Западу и это им импонирует. У обоих кандидатов есть свои сферы влияния и покровители: у Анкваб в русских силовых структурах, а у Шамба в политэлите, поддерживающей Медведева. Москва хорошо поработала среди не абхазских общин и получила отличный резерв, который будет иметь решающее значение в судьбе выборов. Поэтому кто бы ни занял кресло президента, непременно будет благодарен Москве, а обязанного человека Москва что хочет, то и заставит сделать.
Во время президентских выборов большое значение имеют вторые номера, то есть те, кто баллотируются на посты вице-президента. Кандидат Хаджимба в вице-президенты Светлана Ардзынба, супруга Владислава Ардзынба. Между тем, во время выборов 2004 года эта дама дала пощечину Хаджимбе. Поэтому абхазы считают неестественным этот тандем.
Кандидат Шамба в вице-президенты Шамиль Адзынба (а не Ардзынба), уроженец Аджарии. Ему было всего 20 лет, когда в абхазо-грузинской войне воевал против грузин и потерял ногу. У него большой авторитет среди ветеранов войны. В настоящее время он заместитель председателя департамента спорта и молодежи. Шамиль Адзынба потомок аджарских мохаджиров, хорошо знает грузинский язык. По мнению многих, называя его вице-президентом, Шамба сделал послание гальским грузинам. Возможно, это послание мохаджирам (проживающим в Аджарии абхазам). Объективно говоря, Шамба избрал интересную кандидатуру на пост вице-президента.
Интересен также и кандидат Александра Анкваб Михаил Лолуа, управляющий Гульрипша, известный как хороший хозяйственник, который никогда не был замечен в политиканстве. Не чужд грузинам и Миша Лолуа, и это тоже может быть посланием грузинам. Можно сказать, что в Абхазии все карты уже открыты и начинается борьба.
Каковы обещания кандидатов?
Анкваб сделал непопулярное заявление, что, будучи избран в президенты, он изменит закон, по которому только граждане Абхазии имеют право купить в Абхазии недвижимость. Это весомый удар для абхазов. Их единственное стратегическое богатство черноморское побережье. Русские хотят купить ее, но абхазы не дают право. Если закон будет изменен, то все черноморское побережье скупят русские и абхазы с набитыми деньгами карманами не останутся в Абхазии. Анкваб видимо так жаждет понравиться Москве, что сделал столь проигрышное заявление.
Тем временем на мое предложение, что следует начать диалог с абхазами, русские должны вывести войска, беженцы вернуться и после можно говорить о независимости Абхазии, Шамба прямо ответил, что не выведут российские войска из Абхазии и дальше Гали беженцев не вернут. Тем самым он фактически заявил, что хочет жить на оккупированной территории, а не независимость. И Шамба тоже постарался этим заявлением понравиться Москве. Кандидаты в президенты между двумя огнями: если проявят себя проабхазами, рассердят Москву, если прорусскими, раздражаются абхазы.
Есть ли у абхазов ощущение, что находятся в режиме оккупации?
В Сухуми это меньше чувствуется, однако как только заартачатся, русские тут же прибегают к разным формам давления. Этим летом абхазам курортный сезон они практически сорвали, в июне-июле начали ремонт пешеходного моста, связующего Россию и Абхазию. Какие туристы бы шли в Абхазию, когда чтобы перейти мост, надо было стоять на пекле 7-8 часов? Самые большие и благоустроенные военные санатории Сухуми русские закрыли на ремонт из-за того, что абхазы потребовали, чтобы эти санатории принимали и абхазских ветеранов. В ответ на это русские закрыли санатории и выдворили 1 200 сотрудников, а это породило антиправительственные и антирусские настроения. Русские явно показывают, мол, что хотим, то и делаем. Иного выхода у абхазов нет, им приходится свыкнуться.
Нам следует много работать, чтобы показать абхазам иной путь. Следует как-нибудь суметь усадить абхазов за стол переговоров. Только это не должно быть в женевском формате, который ограничен, и где много наблюдателей стоит над головой. Надо суметь создать постоянно действующий формат, один раунд проводить в Тбилиси, второй в Сухуми и т.д. На переговорах, разумеется, русские тоже будут присутствовать, но модератором должен быть ООН.