Кладбища некоторых грузинских сел зоны конфликта оказались на оккупированной территории. Проживающие там люди уже давно не могут ни молиться, ни на могилу своих покойных пойти.
В селе Кирбали был случай, когда идущих молится людей российские т.н. пограничники задержали с обвинением в незаконном пересечении границы. Эргнети, Земо Никози, Двани, Зардианткари, Плави – эта неполная перечень тех грузинских сел, кладбища которых в настоящее время оккупированы. Сейчас в этих селах покойников хоронят либо на новом кладбище, либо ведут переговоры с русскими, чтобы могли безопасно похоронить умерших.
В селе Земо Никози пока нового кладбища не сделали. У Тамары Миндиашвили несколько месяцев назад скончался отец, которого спешно похоронили на сельском кладбище, поскольку там было опасно. После того Тамар не может сходить на могилу отца и просит помощи у власти:
«Что делать родственникам похороненных там людей? Или если есть альтернативный путь того, чтобы перезахоронить их сюда, потому что лично я уже по себе знаю, когда похоронили отца, спецназ сказал, что срочно надо покинуть место, так как оттуда наблюдают осетинские и русские сепаратисты, и может произойти что-то страшное. За 15 минут мы все сделали и ушли. А сейчас могилу не можем сделать. Что делать? Как поступить? В таком положении может оказаться любой человек. И нет другого пути, чтобы хотя бы новое кладбище сделать и хоронить там покойников».
Вопрос урегулирования этой проблемы Тамар Миндиашвили подняла на проведенной недавно в Гори встрече общественности и правоохранителей, а в утешение услышала только лишь, что идут переговоры. Представитель Министерства внутренних дел Нато Джавахишвили отметила, что на встречах в Эргнети грузинская сторона обсуждает с осетинской стороной пути решения этой проблемы и предлагает, чтобы родственники как с одной стороны, так и с другой могли беспрепятственно ходить на могилы близких хотя бы в религиозные дни. Согласия осетинской стороны по этому вопросу пока не получали.
«Тема посещения могил и молельных мест не раз была выдвинута на эргнетских встречах. Частичное согласие, которое есть со стороны осетин, это чтобы хотя бы раз в году — наверное, на праздники Воскресения Христова, произошел организованный переход людей. В таком положении не только одно кладбище. Карта сделана, отмечены те места, куда не можем войти. С осетинской стороны мы пока не получали конкретного ответа и согласия, что пойдут на это, однако мы дали согласие на то, что если будет желание, и у них тоже покоятся родственники на этой стороне, перейдут организованно, посетят могилы и вернутся назад, с условием, что пропустят и наше население. Переговоры по этому вопросу идут активно. Просто, окончательного согласия пока мы не получали с осетинской стороны»- заявила Нато Джавахишвили.
Очередные переговоры между сторонами в Эргнети состоятся 7 апреля. Грузинская сторона предполагает, что договор состоится именно в этот день. Между тем, Тамар Миндиашвили по-прежнему не сможет пойти на могилу отца до праздников Воскресения Христова.