Абхазские чиновники и простое население, вероятно, нередко думали о том, зачем Москва тратит столько денег на Абхазию. Ее на самом деле заботит благоденствие абхазов или….
Абхазы хотели независимости? а не членства Российской Федерации. Однако в итоге получили то, что сегодня у 80% жителей Абхазии российское гражданство, русский язык является доминантным, и все значительные сферы тоже находятся под эксклюзивным управлением России… А теперь к этой монополии добавилось желание присвоить земли, и абхазам приходится защищать т.н. территориальную целостность.
На второй годовщине независимости Москва решила, что Сухуми должен оценить «все добро» и заявила претензию на 16 тысячи гектаров земельной площади. Речь идет о Гагрском районе, прилегающей к озеру Рица территории и находящегося здесь же села Аибга, которая размещена на реке Псоу и является грузино-российской границей. Москва утверждает, что это ее территория, только сейчас нашла на нее время и намеревается возродить ее. Однако это селение никак не может быть территорией России.
Аибга, как грузино-российская пограничная зона давно стала спорной. Со времен Советского Союза она разделена на две части, поскольку по ней проходит река Псоу и грузино-российская граница. Именно этот «исторический аргумент» приводит Россия, заявляя претензию на Аибгу. Однако если обращаться к истории, ни гагрская, ни «сочинская Аибга» не могут быть территорией России, так как: Сочи-Туапсинский район испокон входил в состав Грузии (Абхазии). До 1864 года тут проживали черкесы и абхазы. А когда российская империя завершила кавказскую войну (последним бастионом которой была Аибга), сослала здешних жителей в османскую империю и оставила только тех, кто признал подданство России. В 60-е годы XIX века село полностью опустело, однако в 80-ых годах сюда заселили русских и украинцев. Именно эти люди проживают сегодня на территории сочинской Аибги. Между тем, и на русском Википедии лежит информация, что «до того, как подчиниться российским властям, на этом месте находился аул Аибга, и он принадлежал абхазским князям Маршания, вассалами которых в этом районе были вельможи Озган и Шхаца. Этот аул был центром исторического района Абхазии Псху-Аибга».
Село в настоящее время опустевшее, там живет всего до 30 человек без всякой коммуникации и инфраструктуры. Так на что Москве эта территория?
Вся прелесть Аибги, помимо того, что это красивейшее место, и в том, что селение находится в 15 километрах от Красной поляны, которая должна принять олимпийские игры 2014 года. Поэтому она и является предметом особого интереса России.
Когда Аибга присоединится к России, эта территория станет легитимной и если Абхазия, как непризнанная и оккупированная зона не может получать дивидендов с точки зрения международного туризма, после «переоформления» Москва приберет к рукам красивейший туристический регион. К тому же, от строительства домов в красивейшем горном селении, расположенном в окрестностях озера Рица не откажутся ни русские туристы, ни лица высокого ранга.
Аибга высокогорное село, природа которого до настоящего времени сохранилась в первобытном виде. Между прочим, в одном из кавказских изданий в связи с этим пишут:» Строительство олимпийского Лас-Вегаса в Аибге нанесет ущерб всему. Изменит горный воздух, поскольку отлично известно, как строят русские. Это видно и по строительству олимпийских объектов, которые идут с большими пробелами, и причиняют экологический вред. России нужны только деньги и не волнует красота Абхазии. Они полагают, что эта красота должна служить им».
Вопрос Аибги еще при жизни Багапша стал головной болью Сухуми. Обязанные Москве лидеры не хотели обижать «друзей», но и против своего народа не посмели пойти.
На сегодня вопрос оказавшихся в интересах России земель все еще не решен, однако он все-таки станет причиной определенного противостояния. Когда в Москве шли переговоры с целью переноса российской границы на территорию Абхазии, абхазские СМИ часто повторяли слова Сергея Багапша: «Умру, подам в отставку, но не дам право принять документ, по которому Абхазия теряет горную часть своей территории».
В последний период Москва прибегла к еще одной уловке. В российских СМИ появилась информация, будто проживающие в Аибге российские граждане упрекают Москву в невнимании и требуют ввода в состав России. А абхазские силовики, не дожидаясь заключения демаркационной комиссии «российско-абхазской границы», укрепляют в селе свои позиции, на что местные, оказывается, опять же жалуются Кремлю. Тем временем, то, что Кремль не откажется ни от чего ради защиты и благосостояния своих граждан, превосходно известно и абхазам и другим, находящимся в аналогичном положении регионам.
Поэтому абхазские политики и общественность должны быть уверены, что Россия не напрасно тратит на них денег и постарается вдвое их изъять, в том числе и захватом земель «независимых республик». Иное дело, что Кремль не сможет оформить все это международным признанием, и это будет таким же фарсом, как и «независимость Абхазии и т.н. Южной Осетии».