Закареишвили: Украинский кризис обусловлен ненадлежащей реакцией Запада на события в Грузии

Государственный министр по вопросам примирения и равенства Паата Закареишвили беседовал с «Интерпрессньюс» о процессах в Украине, и их параллелях с российско-грузинской войной 2008 года.

— Как бы Вы оценили процессы в Украине. Все больше людей, как в Грузии, так и за ее пределами проводят параллели с событиями, развитыми в 2008 году в Цхинвальском регионе. Разделяете ли Вы мнение о том, что в Крыму Россия действует по тому же сценарию?

— Разумеется, есть много общего, в данном случае я имею в виду российский почерк, но в Украине совершенно иное положение. В 2008 году в Грузии была другая ситуация. Несмотря на это, Россия действует в одном стиле — это брутальное использование силы. В политологии это называют «реал политикой», то есть, что хочу, то и делаю, и пусть все изволят считаться с этим. Россия действует, используя эту брутальную силу и, как правило, все зависит от ее противника, от того, насколько разумно он ведет себя, и играет или нет русскую игру.

К сожалению, в 2008 году тогдашние власти Грузии доверились России. Помню, как Якобашвили и Попов ходили по улицам Цхинвали рука об руку, как влюбленные, искали Кокойты и охали. Это было примерно 5-6 августа. То есть разыгрывали сценарий, будто Россия была за нас, а осетины были нашими противниками. Якобашвили приводил цитаты Кулахметова, что вот, мол, Кулахметов на нашей стороне, он осуждает применение оружия осетинской стороной. То есть, Россия тогда отлично смогла втянуть нас в свою игру, и заставить сделать такие шаги, допустить такие ошибки, которые затем облегчили ей оправдать свою агрессию и оккупацию.

В отличие от этого нынешние демократические власти Украины поступают чрезвычайно разумно, и надеюсь, учтут наш опыт и ошибки (однако не понимаю, почему у них там находится Саакашвили, именно он допускал эти ошибки). Но очевидно, что они не играют русскую игру и не поступают в Крыме так же, как Саакашвили поступал в Цхинвали, и это имеет большое значение. Поэтому параллелью является то, что Россия действует силовыми методами и хочет создать проблемы Украине, а отличие в том, что Украина ведет себя более разумно, и не действует по русскому сценарию. Сейчас мы можем использовать сложившийся момент и еще раз напомнить миру, как поступила Россия в Грузии, что делала и чего достигла. Так как от России можно всего ожидать, следует призвать мировое сообщество воздействовать на Россию, чтобы она оформила с Грузией соглашение о неприменении силы.

Те, кто не увидел в 2008 году, что Россия может сделать и позволить себе все, и что она не была ангелом света в 2008 году, хотя бы теперь должны увидеть это. Наши ошибки мы должны рассматривать отдельно, во внутреннем контексте, но тему российской агрессии мы должны четко зафиксировать, показать миру, что если бы в свое время они принципиальней постояли за Грузию, сегодня Украина могла не повториться. Многие политики и политологи говорят, будто в очереди за Украиной Грузия. На самом же деле наоборот, очередь Украины пришла за Грузией. Поскольку в отношении Грузии не было надлежащей реакции, Россия сегодня смело осуществляет свою политику в Украине. Мы должны рассматривать события Украины в дискурсе Грузии, то есть абхазско-осетинском дискурсе, и призвать мировое сообщество убедить Россию на мировое соглашение с Грузией.

-Вы сказали, что ошибки следует рассматривать во внутреннем контексте, но насколько возможно рассматривать этот вопрос только во внутреннем контексте после того, как в разное время представители новой власти Грузии заявляли, что войну начала Грузия. Не лучше ли было, чтобы изначально был сделан акцент на то, что такова российская политика, несмотря на то, кто находится у власти, и что Грузия не могла миновать этой войны…

— Грузия свободно могла миновать войны, так же, как Украина сегодня избегает военных действий своей разумной политикой. От правды никуда не деться, и нет смысла обманывать себя.

— Между тем, пока мы не знаем, как будут развиваться события в Украине …

— Не знаем, но мы говорим о настоящем. Сегодня очевидна голая агрессия с российской стороны, нам следовало поступить так же. Саакашвили не должен был отвечать на российскую агрессию в той форме, в какой ответил, должен был сохранить население на месте и вовлечь мировое сообщество. Правда, мировое сообщество включилось, но когда пролилась кровь. Поэтому не имеет значения кто начал войну, это вопрос Саакашвили. Значение имеет то, как мы дошли до войны, известно, война не начинается с первого выстрела, война готовится.

Что-то мы редко слышим вопрос ответственности в отношении власти Грузии. Саакашвили был уверен, что Россия уступает нам Цхинвали, она регулярно проявляла это. У нас много вопросов в адрес Саакашвили, но сейчас, в данную минуту не имеет смысла говорить об этом. Главное, что Украина ведет себя более разумно, нежели поступали власти Саакашвили в августе. Тем самым она дает Европе возможность сделать более своевременные и взвешенные шаги, а не постфактум шаги в форс-мажорном режиме.

— Касательно реакции международного содружества на процессы в России, насколько они адекватны? Какие шаги должен предпринять Запад для разрешения украинского кризиса, и особенно хотелось бы спросить о той роли, которую может сыграть Германия. Как известно, Ангела Меркель предложила России создание под эгидой ОБСЕ миссии по установлению фактов и международной контактной группы, и участие в ней. А Вальтер Штаинмайер заявил, что он против исключения России из G8. На ваш взгляд, является ли правильным такой мягкий подход Германии, или необходимы радикальные шаги против России, пусть то, что заявил Госсекретарь США Джон Кэрри об экономической изоляции и других санкциях?

— Как бы ни подсказывали нам эмоции делать радикальные шаги, всегда следует исходить из определения окончательного результата. Что, исключенная из «Большой восьмерки», политически изолированная (так как экономически невозможно ее изолировать, поскольку она большое государство с самодостаточной экономикой) Россия станет лучше, или еще больше ожесточится?! Она будет как раненный медведь, поэтому я разделяю позицию Штаинмайера.

Исключение России из G8 не только не даст результата, сделает ее еще более неконтролируемой и агрессивной. Поэтому лучше, чтобы она была включена в мировые процессы. Стоит приветствовать позицию Меркель, чтобы нейтрализовать ситуацию в Украине с помощью ОБСЕ. Если бы в 2008 году правительство Грузии потерпело столько времени, без кровопролития включило бы другие международные структуры, было бы лучше. Соглашение о прекращении огня у нас было подписано лишь 12 августа. Поэтому сейчас я думаю, что соображения Меркель более взвешенные. Россия возможно, достойна большего, чем исключение из «Большой Восьмерки», эмоционально ее можно на все обречь, но какой результат реально последует за этим?! Она станет более управляемой и уступчивой, или более неконтролируемой?! Думаю, неконтролируемой.

— По вашим словам, настала очередь Украины, но не создаст ли Россия опять проблемы Грузии после Украины с учетом того, что нам летом предстоит подписание договора об Ассоциации с Евросоюзом?

— Россия, разумеется, осуществит определенное давление на Грузию, но видите же, за колючие ограждения пока не идет, и не может пойти. Где Россия работает? Там, где у нее ость опора. У нее была опора в Абхазии, была опора в т.н. Южной Осетии, а сейчас есть опора в Крыме. В Грузии, кроме оккупированных территорий, у России уже нигде нет опоры. Ресурсы России на территории Грузии ослабли, поэтому не стоит впадать в истерику. Следует поддержать Украину, призвать, не допускать тех ошибок, которые допустили грузинские власти. Саакашвили сказал единственно правильное в последнее время, что Путин атакует там, где видит трусость. Этим он подтвердил свою политику, из-за его трусости Путин атаковал Грузию в 2008-м. Очевидно, что Украина не поступает так, и я воодушевлен властью Украины, которая так адекватно справляется с существующими перед ней проблемами.

— И наконец, касательно объявления поддержки Украине: кроме официальных заявлений, сделанных представителями высшей власти, не стоит ли в повестке дня поездка какого-либо лидера в Украину, принятие очередной резолюции в поддержку Украины, или подобные шаги?

— В адрес Украины парламент, возможно, еще примет заявление, или будут сделаны разные заявления. Главное, что началась разрядка обстановки, это вызвано активностью Запада, в частности Германии. Нынешние власти Грузии никогда не запаздывают с надлежащими шагами. Поэтому если будет международный проект, например, как 12 августа 2008 года в Грузию приехали пять президентов, в такой поддержке Грузия, вероятно, примет участие. Главное, чтобы такие шаги были согласованы с Евросоюзом.

Поделиться :