Почему абхаз не может быть слугой русского

Россия начала аннексию Абхазии, и ее отчуждение от Грузии несколько веков назад. Сегодня 16 сентября, день, который может войти в историю Грузии как символ коварной и агрессивной политики России в этом уголке страны. 16 сентября 1993 года российская политика нанесла последний удар в решающей борьбе за присвоение Абхазии и успешно завершила захватническую политику века. Однако, что было до 1993 года, до того, как российская аннексия отпраздновала окончательную победу? Именно сегодня хотелось бы напомнить абхазам большую историю борьбы вместе с грузинами против России, поскольку полагаю, что в результате масштабного военного наступления России 16 сентября 1993 года Сухуми потеряли не только грузины, но и абхазы. Во всяком случае, Россия смогла провести в этот день четкую черту между старым и новым поколениями абхазов.

Начну с наиболее известных восстаний, устроенных абхазами против царской России, о которых знают все образованные люди в Грузии. Это был целый каскад восстаний: 1821-24 годов, 1840-42 годов, 1866, 1877 годов. Все эти восстания царская Россия подавила в крови, а свободолюбивых абхазов вынудила покинуть родину. Их подавляющее большинство тогда нашло укрытие в Османской империи. Это был первый массовый исход абхазов из родины. Их места занимали поселенцы из России. Ко второй половине XIX века 70 тысячи абхазов были вынуждены найти прибежище в Османской империи. В эти же годы произошел почти невероятный факт: абхазы, проживающие в северо-западной Абхазии, объявили России всеобщее неповиновение. В 1864 году Россия наказала их ссылкой в Турцию. Так превратились в мохаджиров изгнанные со своей родины абхазы. Дома и родину изгнанного народа российская политика заполнила русскими, армянами, греками, эстонцами, болгарами. В 1877-78 годах абхазы еще раз восстали против России. С этого периода появляется в российских документах обозначающее абхазов название «преступное население».

И после поражения царской России, несмотря на то, что между объединенной в республику Северного Кавказа Абхазией и представляющей Южный Кавказ Грузией уже была проведена политическая грань, абхазы все равно считали грузин друзьями и единомышленниками. Перед одним из переворотов, запланированным большевиками в Абхазии, национальный совет Абхазии обратился за помощью к Тбилиси и войска генерала Мазниашвили тогда смогли оттеснить из Абхазии русских большевиков.

Собственно и абхазы не раз помогали грузинам в борьбе против большевиков. Они участвовали в известных сражениях грузинского народа против Красной армии. Например, известно, что Валериан Анчабадзе был убит в бою с большевиками в марте 1921 года в Батуми. Абхазский князь Таташ Маршан предложил командиру грузинских меньшевистских войск Валико Джугели помочь в борьбе против большевиков абхазским войском из трехсот человек. Известно также, что тогда Джугели дал оскорбительный ответ Таташу Маршану, дескать «грузинская демократия настолько сильна, что не нуждаемся в помощи дворянства». Ответ был обидным для абхазов, однако тогда этому не давали оценку по национальному признаку, ответ был воспринят, как отношение одного крыла социалистов к дворянству, а не к абхазам.

Большевистская Россия успешно продолжила политику царской России, которая использовала все инструменты для русификации Абхазии. Эта политика стерла самый важный след единства грузин и абхазов, важнейший центр великой цивилизации дохристианского периода — Анакопию, ту же Никопсию, культурно-общественный центр города-государства, основанного греками. В VI веке нашего летоисчисления, в период правления Византийской империи здесь был построен храм имени просветителя грузин и абхазов Симона Кананита и в нем были установлены правила монастырской жизни. Храм подчинялся правлению абхазских владетелей, которые являлись вассалами собственно Византийской империи. Во времена владычества арабов, когда Тбилиси утерял функцию столицы, и она была возложена на Кутаиси, Анакопия и монастырь Симона Кананита приобрели значение освободительной идеологии Грузии. Так продолжалось до правления Давида Строителя, пока из Тбилиси не прогнали арабского амиру.

Храм Симона Кананита первый раз был опустошен во время нашествия турецкой оттоманской империи в XVI –XVII веках. А с XIX века турецких оттоманов сменила российская агрессия. В этот период из Абхазии изгнали последнего владетельного князя Абхазии Михаила Шервашидзе. Русский путешественник Муравьев, который в тот период побывал в Грузии, пишет в своем труде, что в Никопсии он видел грузинский памятник времен шестого века, построенный в византийском стиле. Русский путешественник отмечает, что на внутренних стенах храма есть древние грузинские фрески, на стене выполнена композиция успения Богоматери. Описывает находящуюся поблизости от храма пещеру формы чаши, где жил отшельником Симон Кананит.

После этого в российской захватнической политике начинается проявление особого интереса к монастырю Симона Кананита. Целью России было стереть с этого места древний грузинский след. Собственно русские источники подтверждают, что началось переселение сюда русских христиан, вместе с ними привозили и русских сектантов. А местное население, принявшее мусульманство в результате нашествия турецких оттоманов, вынуждали переселиться в Турцию. Местные устраивали восстания, однако, как выше было отмечено, Россия все равно смогла их подавить, и пустила абхазов по самому тяжкому пути в их истории — мохаджирства. В монастыре Симона Кананита Россия полностью стерла след старого грузинского монастыря. Открыла здесь семинарию, где абхазским детям на русском языке давали религиозное образование, в большом количестве дарила храму земли. А с 70-х годов XIX века заселила монахами, изгнанными со святой Афонской горы, в частности из русского монастырского комплекса «Древо жизни», названного позднее Русиком, и древнюю Никопсию, где покоится просветитель грузин и абхазов, назвала Новым Афоном, чтобы отмежеваться от дефиниции Старого Афона. Построенный русскими на месте Анакопии монастырский комплекс внешне точно такой же, как монастырский комплекс «Русика» в Старом Афоне.

Сегодня этот монастырский комплекс так же верно служит антигрузинской политике. Следует сказать и о том, что в период войны в Абхазии именно в монастыре Нового Афона был обустроен военный госпиталь, а поблизости шли военные учения. Детали истории, описанные выше одинаково трагичны как для грузин, так и для абхазов. Немыслимо, чтобы в этих абхазах полностью умер дух погибших во время антирусских восстаний предков, дух мохаджиров. Немыслимо, чтобы они поставили точку своей свободолюбивой истории.

Поделиться :