Своим последним существенным поступком на посту президента Владимир Путин поставил Кавказ на грань новой войны. В качестве первого поступка на посту премьер-министра, должности, в которую он вступил вчера после того, как его протеже был утвержден на посту президента, он может столкнуть Кавказ с этой грани.
Россия недавно с новой силой попыталась поколебать прозападное правительство Грузии. Эта стратегия может привести к проблемам в двух самопровозглашенных регионах Грузии. В прошлом месяце Путин издал указ, устанавливающий официальные отношения с властями Абхазии и Южной Осетии, которых все, включая на бумаге Россию, признают «суверенными» территориями Грузии. На деле Москва правит на обеих территориях, и указ является для них большим шагом навстречу объединению с Россией.
Менее двух недель назад Россия направила войска и тяжелые вооружения в Абхазию с целью так называемого «пополнения» своего почти 3-тысячного «миротворческого» контингента. Российские войска размещаются в этом прибрежном регионе с начала 1990-х годов, когда гражданская война, с помощью Кремля, привела к расколу в Грузии. В прошлом месяце российский самолет сбил беспилотный грузинский разведывательный летательный аппарат над Абхазией – повторимся, которую Россия признает грузинским воздушным пространством – а абхазские войска между тем продвинулись в Кодорскую долину, контролируемую Грузией. Вчера Министерство обороны РФ выступило с угрозой снова послать дополнительные войска в Абхазию, отметив, это грузинские власти создают опасность, перебрасывая силы в регион. Это заявление не приняла ООН, в числе прочих.
Президент Михаил Саакашвили, который пришел к власти после «революции роз» в Грузии 2003 года, должен взвешивать свои военные возможности перед лицом враждебного поведения России, аннексии грузинских территорий и возможного нападения со стороны абхазских сил, поддерживаемых Россией. Но он должен также остерегаться, чтобы не попасть в российскую ловушку. Для Москвы нет ничего лучше, чем втянуть Саакашвили, даже в лучшие времена не самого рассудительного руководителя, в вооруженный конфликт.
Возобновление борьбы в Абхазии – беспроигрышная ситуация для России. Грузия не сможет превзойти Россию в прямом столкновении с российскими силами. Грузия не может рассчитывать на поддержку даже на словах, не говоря уже о действиях, по стороны Европы. Любой горячий конфликт снизит шансы Грузии на вступление в НАТО и обретение места среди западных демократий. Однако расчет изменится, если силы Абхазии первыми нанесут удар по Кодорской долине. Россия оставит тут свои отпечатки. США и Европа будут вынуждены пересмотреть свои отношения с молодым президентом России Дмитрием Медведевым, который, как предполагается, добрее и мягче премьер-министра Путина.
Вероятно, русские осознают эту опасность, которая им грозит, если они спровоцируют войну в Грузии. Советник Белого дома по национальной безопасности Стивен Хэдли заявил на этой неделе, что Россия должна «держаться в стороне». Запад может зайти дальше. Не предлагая прямых гарантий безопасности, Запад может дать понять, что он не останется в стороне в случае нападения России на Грузию, самостоятельного или посредством Абхазии. Америка может расширить свою роль военного консультанта в Грузии.
Независимость Косово, расположенного в другой части континента, рассматривалась Россией и некоторыми наивными представителями Запада как прецедент, который бы оправдывал откол Абхазии и Южной Осетии от Грузии. Как будто истинной целью России последних пяти лет не было изменение режима в Грузии. Как будто Путин не выразил ясно свое стремление вновь включить богатый энергоносителями Кавказ и так называемое ближнее зарубежье в «сферу влияния» России.
Импульс для недавней агрессии России дало не Косово, а Бухарест. В прошлом месяце на саммите НАТО в столице Румынии Германия заблокировала принятие решения по включению Украины в Грузии в «план действий по вступлению». Берлин предпочел не портить отношения с Москвой, вместо того чтобы поставить эти демократические страны на долгий путь к НАТО. Грузия и Украина получили туманное обещание о принятии в НАТО и о пересмотре их заявок на включение в «план действий» в декабре. Иными словами, их судьба пущена на самотек.
Кремль, как никто иной, чувствует, когда Запад колеблется. Не прошло и нескольких дней после Бухарестского саммита, как Кремль совершил нападки на Грузию. Если Россия проложит себе туда дорогу, суть ее послания к более обширной республике, Украине будет той же самой: вы часть нашего мира, нравится вам это или нет. Перефразируя Збигнева Бжезинского, можно сказать, что, только заполучив Украину в своем лагере, Россия вновь может стать империей.
И точно также, только не становясь империей, Россия может стать демократией и добропорядочным гражданином мира, свободным и мирным регионом. Сейчас в Грузии под ударом оказались ни много ни мало 17 лет усилий США добиться такого исхода в Евразии.