«То, что не был проведен второй тур, обусловлен всего лишь предельно низкими показателями Шамба. Я не сомневался в том, что победит Анкваб, однако не в первом же туре. Ни по одному подсчету Анкваб не набирал 50%, за ним следовал Шамба. Однако, вдруг Шамба показал такие катастрофические итоги- 21% крайне низкий показатель и однозначно можно сказать, что такой рейтинг Шамба вызван его четко выраженной пророссийской политикой. Россия не только поддержала его, но даже стала бороться против Анкваба. В результатах Шамба выступление Китовани не было решающим. Это просто одна из частей той проигрышной политики, которую и на этот раз проводила Россия. Раньше она поддерживала Хаджимба, а теперь Шамба, и его тоже потопила»- заявляет конфликтолог Пата Закареишвили в интервью газете «Мтели квира» под названием «Шамбу потопила Россия»/ «Россия не только поддержала Шамба, но и начала борьбу против Анкваба».
«Заявление Китовани не было решающим в рейтинге Шамба. На мой взгляд, он допустил весьма серьезную ошибку, поддержав пророссийские силы в абхазской церкви. Когда подавляющее большинство абхазской общественности требовало больше дистанцироваться в церкви от России, Шамба вдруг сказал, что если допустить раскол в церкви, это обидит Россию. Что главное, абхазам не нравится его пророссийскость, относительная демократичность и открытость к Европе. Абхазы полагают, что грузинская политика может воспользоваться прозападностью, продемократичностью Шамбы. То есть, абхазы однозначно проголосовали за изоляцию и отказались от пророссийскости и проевропейскости. Абхазы стараются быть на дистанции с Россией. Это явно видно. Просто сегодня им некуда деваться и поэтому они вынуждены быть с Россией»- говорит в беседе с корреспондентом издания Пата Закареишвили.
«В грузино-абхазских отношениях ничего не изменится, так как отношения заморожены и это происходит не из-за абхазов. Отношения заморожены по причине грузинской стороны, Грузия приостановила контакты. Когда Шамба приезжал в мае 2006 года, Саакашвили не встретился с ним, уехал на базу Сенаки. За этим последовало то, что предложения, привезенные Шамбой, не приняли, а затем грузинские военные вторглись в Кодори. После этого грузино-абхазские контакты прекратились. Вообще, если грузинская сторона будет закрыта, нет разницы, кто будет «президентом» Абхазии. Каким бы хорошим переговорщиком ни был Анкваб, Багапш был лучшим переговорщиком, и Шамба тоже не хуже. Кто бы ни правил там, восстановление отношений зависит от нас. Абхазы сделали максимально, что могли, Шамба привез документ, а сейчас Анкваб говорит, что готов без условий говорить с грузинами. А с нашей стороны проявляется лишь холод»- продолжил конфликтолог.
«Главная наша трагедия в том, что даже в высших эшелонах не видим, что на самом деле происходит в Абхазии. А там победила авторитарная система управления. Произойдет то, что демократичность относительно сократится, наверное, сократится свободный бизнес и усилится давление на него. Вместе с тем, вероятно осуществится более жесткий контроль на СМИ, но население, и в том числе население Гали будет защищено. Тем временем, произойдет их большая интеграция в абхазскую действительность, то есть будет попытка большей включенности грузин в абхазскую действительность и их исключение из грузинской реальности»- полагает Пата Закареишвили.
«Большая часть гальского населения уже уходит в Сухуми и Сочи, поскольку там есть рабочие места. Я знаю очень многих людей, в том числе беженцев, которые живут по эту сторону Ингури и работают в Сухуми. Там грузинам предлагают много рабочих мест. Из Зугдиди тоже многие едут работать в Абхазию. Стараются взять абхазский паспорт, чтобы иметь легитимное право работать в Абхазии и затем уже в Сочи. В связи с Олимпиадой там крутятся довольно большие деньги. Анкваб постарается максимально привязать Гальский район к абхазскому контексту. На сегодня Гали все же связан с грузинским контекстом, люди торгуют по эту сторону Ингури, приезжают сюда. Между тем, Анкваб даст им гарантию безопасности, скажет: будете на нашей стороне — будете в безопасности, если не определитесь, быть на грузинской стороне или на нашей, то отношение будет иное»- добавил респондент.
«Анкваб вероятно будет вести в Гали такую политику и даст грузинам возможность выбора. Заинтересует жителей Гали, чтобы те меньше ездили в Грузию. Все население Гали, вставая утром, глядит в эту сторону Ингури, они здесь видят перспективы. Между тем, Анкваб постарается, чтобы они перспективу увидели не в сторону Зугдиди, а Сухуми. Откроет им пропускные пункты, но работу даст в Сухуми и Сочи»- заявляет Пата Закареишвили и на вопрос: «Жители Гали опровергли, что на выборах имело место давление, и заявили, что было спокойно. Как шел процесс голосования?»- отвечает:
«В Абхазии «выборы» прошли спокойно. Спокойно было и в Гали, и когда я позвонил поздно вечером, мне сказали, что все в порядке и таких спокойных и многолюдных выборов в Гали не было никогда. К нашему стыду следует сказать, что самые демократичные выборы на территории Грузии проводятся в Абхазии. Голоса больше всего защищены там и у избирателей самое меньшее количество вопросов после выборов возникает там. В результатах выборов менее всего сомневаются там. А это весьма серьезный сигнал, знаю, что в Абхазии было много наблюдателей из Европы и если они увидят, что на территории Абхазии лучше проводятся выборы, чем в остальной Грузии, понемногу в Европе появится настроение, что Абхазия более демократичная, чем остальная Грузия и они не смогут подтолкнуть абхазов к Грузии».