Грузия может стать платформой для взаимоотношений проживающих в Абхазии и Турции абхазов

В Турции в университете города Дюздже состоялась конференция, посвященная Черкесии, где наряду с другими странами была представлена и Грузия делегацией из четырех человек. В ее состав входили: кавказовед Алеко Квахадзе, директор Черкесского культурного центра, профессор Мераб Чухуа, научный руководитель Черкесского культурного центра Нугзар Антелава и руководитель Института кавказоведения Тбилисского Государственного университета, профессор Цира Барамидзе.

О полученных в ходе конференции впечатлениях с информационным агентством «Акцент» делится кавкасиолог Алеко Квахадзе.

«Доклады были в основном затрагивали вопросы культуры и языкознания. Явно отличался высокий уровень грузинской школы кавказоведения. Этот факт отметила и принимающая сторона, представители которой в своих докладах основывались на работах таких грузинских авторов, как Гиорги Рогава, Арнольд Чикобава и других. Само мероприятие было посвящено совместной книге Гиорги Рогава и Зейнаб Керашовой «Грамматика черкесского языка». На мероприятие были приглашены и черкесы, которые получили образование под руководством лично Арнольда Чикобава в Тбилисском государственном университете, они владеют грузинским и вообще были очень тепло настроены в отношении Грузии», — заявил кавказовед.

По словам Квахадзе, организаторы мероприятия максимально постарались воздержаться от политического контекста, хотя в личных разговорах участники его не избежали:

«Напряженность между Турцией и Россией из-за сбитого российского самолета обеспокоила многих черкесов и они передумали ехать в Турцию, а многим даже угрожали. Гости максимально воздерживались от разговоров на политическую тему. Со своей стороны, организаторы старались, чтобы мероприятие было аполитическим. Например, на итоговом мероприятии студенты кафедры черкесского языка Дюзджевского университета читали черкесские стихи, в одном из которых изъяли отрывок с критическими строками об империалистической политике России. Они учли каждый нюанс даже на этом уровне, хотя в личных разговорах, особенно проживающие в Турции черкесы, не прятали недовольство в отношении империалистической политике России. Они осознают, что Россия на Северном Кавказе проводит политику ассимиляции».

Кроме того, по словам Квахадзе, в личных разговорах черкесы не прятали недовольство и по отношению к абхазам, которых считают «главными проводниками интересов России на Кавказе».

В то же время, по его информации, они благодарны Грузии за то, что она признала геноцид черкесского народа (2011г.).

Маленький Кавказ в Турции

С точки зрения величины диаспор кавказских народов лидирует Турция. По различным данным, в Турции проживает до 1 миллиона черкесов, около 300 000 грузин, а включая лазов, их количество превышает полмиллиона. Кроме того, в Турции проживает от 150 до 200 000 абхазов, около 50 000 чеченцев, почти 100 000 дагестанцев и около 5000 карачаевцев.

«В провинции Дюздже живет около 25 различных этносов, в том числе – народы Кавказа и многоэтническую территорию называют «провинцией объединённых наций Турции». Местные жители отмечают, что в Дюздже кавказцы живут вместе, есть смешанные семьи, в том числе грузин и абхазов. Они осознают, что причиной существующих на Кавказе реальных проблем является российская политика, и такие же добрососедские и мирные отношения должны быть на всем Кавказе. При этом, они отмечают одну из ведущих ролей Грузии в таком едином, мирном регионе. Местные ученые отмечают, что грузинская научная школа внесла большой вклад в изучение культуры кавказских народов. Например, Цира Барамидзе передала университету Дюзджи до 30 изданных в Грузии книг об абхазах, чеченцах, черкесах и других кавказских народах. Это произвело очень большое впечатление и вызвало общее одобрение», — заявляет кавказовед.

В разговоре с агентством «Акцент» Квахадзе вспоминает один интересный эпизод, в котором фигурирует абхазский молодой человек:

— Мы уже возвращались назад, ждали трабзонского автобуса и говорили между собой. В это время с нами разговорился один молодой человек, который оказался абхазом по фамилии Габлиа. Вместе с ним была и его мать. Сказал, что его родственник известный бизнесмен в Турции, который, как я выяснил позже, в 90-ые годы очень активно помогал сепаратистски настроенным абхазам, обеспечивал их деньгами. Мы говорили примерно на протяжении часа и максимально старались избегать разговора о политике. Он был в восторге, когда я сказал ему пару фраз и стихов, изученных мною в университете, на абхазском языке. Сам он был учителем фольклорных танцев. Как он отметил, многим танцевальным приемам он научился у ансамбля Сухишвили. В конце разговора он сказал: «Несмотря на то, что между абхазами и грузинами политическая ситуация напряжена, подобная напряженность среди проживающих в Турции грузин и абхазов не ощущается. Даже больше, в Турции есть смешанные села, где проживают грузины и абхазы, часты также и смешанные браки. Будущее, естественно, за дружбой между грузинами и абхазами, нам нечего делить».

Может быть он и разделяет сепаратистские идеи, однако то обстоятельство, что он не против гуманитарных взаимоотношений, является важным фактором.

Для черкесов было сюрпризом, когда я им рассказал, как приезжают абхазы на контролируемую центральными властями Грузии территорию на лечение, для посещения футбольных матчей. Они не знали этого и остались весьма удивлены моим рассказом.

Я считаю, что грузинское государство должно делать больше с целью предоставления информации для проживающих в Турции диаспор кавказских народов. В частности, оно должно предоставлять информацию, какие программы осуществляет Тбилиси в этом направлении, какие имеются сдвиги и в каком направлении идет работа с оккупированными территориями и в отношении проживающего там народа. На сегодняшний день они не проинформированы, это говорит об отсутствии коммуникации.

В 90-х годах, когда грузинское государство было пассивным в этом направлении, под руководством российских спецслужб такие фигуры, какими являются, например, Сергей Шамба, Вячеслав Чирикба, Станислав Лакоба систематически ездили в Турцию в черкесские, абхазские и другие села и фактически отравляли местное население антигрузинской пропагандой. Сейчас мы должны учиться на этом горьком опыте и усилить работу с диаспорами кавказских народов. Что самое главное, мы должны предоставлять им достоверную информацию о Грузии, должны показать, что Грузия не фашистская страна, как это изображает российская пропаганда, все наоборот и, если северные кавказцы хотят выжить, единственным путем являются добрососедские отношения с Грузией.

Грузинская диаспора Турции старается максимально сохранить язык и культуру. Жаль, что молодые люди младше 30 лет не владеют родным языком и это их очень тревожит. Хотят, чтобы существовали курсы грузинских танцев, но заполучить учителя из Грузии не удалось. К счастью, работающие в университете Дюзджи грузинские профессора и добровольцы проводят бесплатные курсы, и в этом плане есть определенные сдвиги, однако грузинское государство, особенно же та структура, которая уполномочена работать с диаспорой, должны делать больше в этом направлении. К сожалению, подобной активности со стороны грузинского правительства пока не наблюдается.

– Не можем адекватно отвечать требованиям?

– Ясно, что их желание контактировать с нами больше, чем то, которое имеем на сегодняшний день. Представители грузинской диаспоры отметили, что контакты замедлены. Вот, что они говорят: «Нас не интересуют деньги, нам нужны более интенсивные взаимоотношения, пусть приезжает больше людей, которые помогут нам сохранить грузинский язык и культуру».

Не проводится и должная работа с другими диаспорами. Например, я первый грузин из представителей научных кругов, который посетил черкесские села в Дюздже. Это произошло в 2014 году. Этот визит я осуществил за свой счет и объехал много черкесских сел, но это, к сожалению, произошло только по моей инициативе, а не с помощью государства.

Это пример того, что для правительства Грузии приоритетом не являются проживающие в Турции кавказские диаспоры и в целом кавказская политика, что негативно отразится на национальных интересах.

— То есть взаимоотношения продолжаются по инерции, а не при содействии и вовлеченности наших дипломатических ведомств или других соответствующих государственных структур?

— Да, эти взаимоотношения продолжаются пока по инерции, так как у них есть многолетний опыт совместного проживания, но, когда грузинская сторона не проявляет инициативу, ее берут на себя представители российских спецслужб и с помощью сепаратистки настроенных абхазов устраивают провокации. Например, в Дюздже на одном из футбольных матчей между селами, в котором победило абхазское село, приехавшие из Абхазии сепаратисты демонстративно попытались вывесить свой флаг, но их попытку пресек присутствовавший на мероприятии депутат парламента. Он сам помешал болельщикам вывесить флаг, поскольку за этим мог последовать дипломатический скандал.

Вот такими мелкими инцидентами российские сепаратисты стараются создать напряженные взаимоотношения и еще больше углубить противостояние между грузинами и абхазами, грузинское правительство же ничего не может им противопоставить. Не принимается никаких контрмер. Если не будет активной поддержки взаимоотношений между абхазской и грузинской диаспорами, по инерции этот процесс долго не протянет, взаимоотношения ухудшатся.

— Вы отметили, что несмотря на упомянутые инциденты и существующую в целом реальность, местные грузинская и абхазская диаспоры более-менее сохраняют дружеские взаимоотношения. Как Вы думаете, возможно ли, чтобы эти диаспоры, в случае их соответствующей вовлеченности, стали основой с точки зрения народной дипломатии, необходимость в которой на сегодняшний день реально существует?

— В 2008 году приехать к проживающим в Турции черкесам было невозможно, настолько сильная агрессия была против грузин. Благодаря российским спецслужбам из грузин был создан образ врага. Но после августовской войны 2008 года правительство Грузии осознало, что необходимо установить взаимоотношения с северокавказцами и их диаспорами, и были приняты соответствующие меры. Соответственно радикально изменились и настроения. В 2011 году Грузия признала геноцид черкесского народа.

Сегодня черкесы воспринимаются грузинами как благожелательный народ, который рассматривается в качестве моста между грузинами и абхазами в Турции. Следующим шагом должно было быть сближение с абхазами, проживающими в Турции, но этот процесс остановлен.

Грузия может стать той платформой, с помощью которой проживающие в Абхазии и Турции абхазы установят между собой взаимоотношения.

Однако у нас очень много преимуществ, которыми обязательно нужно воспользоваться: Грузия получит безвизовый режим с Европой; была задумка, чтобы аналогичный «удостоверению соотечественника» документ, которым сейчас представители грузинской диаспоры на территории Грузии используют в качестве удостоверения личности, выдавался и проживающим в Турции абхазам.

После произошедшего меду Турцией и Россией инцидента, россияне выдворили из Абхазии практически все турецкие компании, а также проживающих в Турции абхазов, у которых был контакт с Абхазией. На сегодняшний же день у них есть потребность в восстановлении отношений с проживающими в Абхазии соотечественниками, и именно здесь выявляется преимущество Грузии: Грузия сможет стать той платформой с помощью которой проживающие в Абхазии и Турции абхазы установят между собой взаимоотношения. Мы должны обязательно воспользоваться этой возможностью.

Поделиться :