«В Абхазии уже давно идет посягательство на грузинские памятники. После оккупации положение еще более осложнилось. Как раз после этой оккупации принялись будто бы за реставрацию наших памятников, и под этой эгидой происходит уничтожение грузинского следа. Реставрации ведут случайные и неопределенные лица, это подтверждает и Россия. Отдельные организации признали, что реставрация протекает неправильно. До 2008 года не производились никакие реставрации, грузинский след уничтожали прямо, стирали фрески и грузинские надписи»- заявляет председатель Верховного совета Абхазии Гия Гвазава в интервью «Ахали Таоба», под заглавием «Гия Гвазава: Русские уничтожили фреску первого царя единой Грузии. /Что происходит в монастырях Илори и Бедия».
«На сегодня идет «реставрация» Бедийского храма, которое осуществляют подозрительные люди. В результате этого обвалилась единственная фреска Баграта III, это было сделано сознательно. Можно ли ее восстановить, не могу сказать, это следует на месте изучить. Надеюсь, с Божьей волей вернемся в Абхазию, тогда как-нибудь мы восстановим эту фреску, у нас хранятся ее снимки. А сегодня в Бедия не найти никакого следа царя-объединителя Грузии, между тем, это была история. История, которая их не устраивает. Они превосходно знают, что Баграт III первый царь единой Грузии, он похоронен в Абхазии. Это, разумеется, делают русские. Если бы абхазы хотели этого, прямо бы ее стерли, и не стали бы прикрываться реставрацией. Сейчас туда вошли русские и будто бы делают доброе дело. По этой «реставрации» достигнута их главная цель, уничтожение грузинского следа»- отмечает в беседе с корреспондентом издания Гия Гвазава.
«Если привлечь Россию к ответственности, они ответят, что же нам делать, реставраторы плохо работают. В конечном итоге никто не виноват, и не можем сказать, что в этом случае имел место целенаправленный вандализм. Тем временем, действительно произошло такое. Русские сделали хорошую упаковку своему вандализму… В связи с этим вопросом грузинские власти обратятся к международному содружеству, непременно подключится ЮНЕСКО. Голос возвысят и те организации, которые обязаны охранять культурное наследие. На такие факты международное содружество жестко реагирует»- говорит респондент.
«Еще во времена царской России на мосту царицы Тамар отломали грузинскую надпись, в Лыхненском храме отбелили грузинские фрески, в этом храме были удивительные грузинские фрески и надписи. Этот процесс продолжается и делает это Россия. Реставрационные работы идут и в Новом Афоне. Там тоже постараются что-то изменить. Однако точно не могу этого сказать, из Нового Афона пока не приходили тревожные известия. Российская патриархия избрала для себя отличную позицию, когда грузинская сторона выражает протест, говорят, что они не в курсе дела. Тем временем возникает естественный вопрос: откуда они получили деньги для реставрации. Ясно откуда, из России, за всем этим стоит Кремль. И российская патриархия не вне ведения. Реставрация исторических и церковных памятников не делается так просто «- поясняет Гия гвазава.
«Это превосходно знают и российские власти, и патриархия, если бы во время реставрации посягнули на русские церкви, они бы подняли шум. А сейчас говорят, что ничего не знают, представления не имеют, кто проводил реставрацию. Говорят, дескать, скажите нам, и мы вмешаемся, но мы ведь сказали, а они не вмешались. О том, что произошло в Илорском монастыре святого Георгия, знают в российской патриархии, в курсе дела также и патриарх, однако он ничего не предпринял. Он отлично знает, что идет посягательство на грузинские памятники. Это в очередной раз указывает, что здесь сознательно покушаются на грузинские памятники, придумана довольно умная тактика, этого не примут за вандализм и скажут, что во всем виноваты плохие реставраторы»- добавил респондент.