По заявлению министра здравоохранения и социальной защиты Абхазии Кетенван Бакарадзе Prime Time News, в оккупированном регионе не существует официальной статистики больных. Тем временем, обращаемость заболевших из Абхазии ощутимо увеличилась.
Низкоквалифицированные кадры и скудный ресурс медицинской службы являются основной причиной, из-за которой не происходит выявление заболевания на ранней стадии.
По словам министра, большинство пациентов из Абхазии приезжают с острейшей формой заболевания.
По информации министерства, с декабря 2009 года обращаемость пациентов из территории оккупированной Абхазии возросла.
Согласно статистике, в 2009 году с целью лечения в медицинских учреждениях из Абхазии приехали 210 пациентов абхазской национальности. В 2010 году их было 89, в 2011-2012 годах к министерству за помощью обратились 98 абхазов.
По словам Кетеван Бакарадзе, за помощью к ним обращаются как грузинские, так и абхазские пациенты. На первом месте онкологические заболевания, на втором — сердечнососудистые, а за ними следуют ВИЧ, туберкулез, и гепатит С.
«Каждый второй приехавший из Абхазии грузинский и абхазский пациент инфицирован туберкулезом. К нам приезжают в уже тяжелой форме. К сожалению, в существующих на территории Абхазии медицинских учреждениях нет ресурсов того, чтобы выявить заболевание на первой стадии. Единственный тубдиспансер, который обслуживает всю территорию Абхазии, находится в Агудзера.
Серьезной проблемой является также ВИЧ, показатель которого на довольно высоком уровне. С точки зрения заболеваний на первом месте опухоли, причем с тенденцией омолаживания. Особенно рак молочной железы. Мы стараемся добиваться для таких пациентов 100% финансирования. Как вам известно, абхазские пациенты пользуются реферальной программой. Я полагаю, что это правильный шаг со стороны государства. Мы создаем им всякий комфорт, начиная с урегулирования логистических вопросов.
К сожалению, грузины, проживающие на оккупированной территории Абхазии, не пользуются аналогичной программой. На данном этапе они, как и граждане остальной Грузии, пользуются программой всеобщего страхования. Очень часто у меня бывали случаи, когда перешедшему из Абхазии грузинскому пациенту по софинансированию следовало заплатить 1 000 лари, и поэтому отказывался от получения сервиса, и ему приходилось возвращаться назад»- говорит Бакарадзе.
По словам министра, в данный момент в Абхазии, в частности на территории Гали, действует двадцать медицинских учреждений, 7 бригад скорой помощи, 9 амбулаторий и главная больница Гали. Всего до 300 персонала.
«В Гали нет квалифицированных кадров. Пациентов не могут обеспечить даже сервисом среднего уровня. Это острый вопрос. Мы два раза переподготовили кадры, в основном бригаду скорой помощи, а не отрасли узкой специализации. Это было жизненно важно для них. Хотелось бы переподготовить их по отраслям. К сожалению, у нас весьма скудный бюджет. У находящихся здесь врачей всегда есть возможность переподготовки. Между тем, там, в регионе всего 7 сертифицированных врачей. Нет неонатолога, нет инфекциониста, эндокринолога. Невропатолог справляется с одной клиникой. Положение весьма тяжелое. Есть родильный дом. В 2013 году родились 200 детей. Это единственный акушерский сектор на всей территории. Несмотря на мои неоднократные попытки, ни одна организация не дала гарантию безопасности на въезд туда. Поэтому я встречаю тамошних врачей в Зугдиди, или же они приходят сюда в министерство»- говорит Бакарадзе.
В ближайшем времени министерство с помощью неправительственных организаций, работающих по вопросам беженцев, планирует подготовку информационных буклетов. Вместе с тем, по инициативе министра на т.н. «границе» планируется создание информационного центра, который окажет координацию в сфере здравоохранения гражданам, приехавшим из оккупированной территории.