Великопостные искушения «первосвященника» Виссариона и его «Синедриона»

Церковное противостояние в Абхазии набирает обороты. Как известно, на 15 мая назначен большой церковно-народный сбор, где будут обсуждать накопившиеся в церковной жизни Абхазии проблемы. Ситуация обостряется на фоне направления Патриархом всея руки Кириллом в Абхазию игумена Ефрема, которого решили назначить настоятелем Ново-Афонского монастыря имени Святого Симона Кананита.

Считаем, что в этой связи читателям будет интересно обращение, опубликованное в абхазской газете «Нужная». Автор обращения — Иеромонах Дорофей (Дбар), кандидат богословских наук, докторант Аристотелевского Университета в Салониках, насельник греческого монастыря св. Рафаила, Николая и Ирины Элладской Православной Церкви. Мы приводим обращение полностью с сохранением использованной автором топонимики и терминологии.

***

Прочитав обращение Церковного совета Сухумо-Пицундской Епархии от 6 апреля 2011 года относительно Новоафонского монастыря и его настоятеля иеромонаха Андрея (Ампар), я не могу не высказать некоторые свои соображения в отношении последних церковных событий, происходящих в Абхазии.

Я это делаю впервые после четырех с половиной лет «молчания». Нет, я, безусловно, за все эти годы писал и говорил, но только не в абхазских СМИ. Почему-то мои мысли об Абхазской Церкви и Абхазии оказались более интересными иностранцам, например, жителям Черногорской Республики, которые, помимо всего прочего, по своей собственной инициативе перевели на сербский язык и большое интервью, данное мною одной из российских газет еще в Москве, в 2006 году. Это я к тому, что, наверно, моим соотечественникам идеи священнослужителей и монахов из России, например о. Андрея Кураева или о. Ефрема (Виноградова), о будущем развитии Абхазской Церкви более близки и понятны, чем мои.

Прежде всего, мне хочется спросить людей в рясе, которые приняли вышеуказанное обращение и затем выступили на АГТРК как тех, кто ведет «высокодуховный» образ жизни и успели накопить огромный монашеский опыт, чего, увы, по их словам, так не хватает братии Новоафонского монастыря и о. Андрею (Ампар). Собратья мои священники и монахи, вы забыли один, главнейший закон духовной жизни, который лучше всех выразил Великий Святой Церкви — Ефрем Сириец. Он в своих покаянных молитвах, которые читаются ежедневно в течение Великого Поста, сказал: «Дай мне, Господи, увидеть мои прегрешения и не осуждать брата моего!». Зачем нужно было именно сейчас, Великим Постом, тайком обсуждать в Московской Патриархии вопрос настоятеля Новоафонского монастыря, клеветать на о. Андрея, привозить игумена Ефрема, будоражить все православное население Абхазии? Это показатель, увы, вашей не просто бездуховности, но лицедействия.

Братья Новоафонского монастыря, может быть, и не ведут великий подвижнический образ жизни, как вы, но, они, по крайней мере, надев рясу, не потеряли в отличие от вас своего человеческого достоинства. Они как братья стали рядом со своим настоятелем, и похвала им в этом. Никто не обратил должного внимания и на то, что большинство из монахов Новоафонского монастыря, ставших в защиту о. Андрея, были русскими, живущими в Новом Афоне уже больше десяти лет. А Вы, о. Виссарион, для которого о. Андрей является сыном, должны были, как отец, не радоваться его желанию уйти из монастыря и искать свою выгоду из этого, но переубедить его в этом.
Должен Вам сказать, что настоятеля (он же игумен) во всех православных греческих и восточных монастырях, включая и 20 крупнейших монастырей Святой Горы Афон, избирает братия. Ни Вселенский Патриарх, ни митрополит и ни даже Собор всех иерархов не имеют право назначать настоятеля того или иного монастыря. Это норма существует и в том монастыре, где я живу сейчас. Большинство из священников, сидевших в студии абхазского телевидения 8 апреля, являются у нас ярыми борцами за Православие перед главным его врагом — Католической церковью. Так вот, именно там, в Западной церкви, господствует принцип назначения и снятия. Там существует понятие единоличной папской власти. Но и там папа не властвует так, как властвуете Вы, о.Виссарион. Правда, в Вашем отношении правильнее говорить не о власти, а полном произволе. Вы, подобно французскому королю Людовику XIV, который говорил: «Государство – это я!», полагаете, что «Абхазская Церковь – это Вы!». Но Вы очень сильно ошибаетесь!

За четыре года моего пребывания в Греции, где Православие не теряло своей преемственности, где миру был явлен великий подвижник нашего времени старец Паисий Святогорец, я понял одну важную вещь: насколько мы далеки от подлинного Православия. Поэтому, собратья мои, прежде чем вы начнете учить абхазский народ Православию, познайте его хорошо прежде сами. В связи с этим у меня к Вам, дорогой о. Ефрем и еже с Вами, совет: оставьте «кардинальские» игры и «иезуитские» интриги, езжайте к себе на скит и ведите там монашескую жизнь, хотя бы Великим Постом, чтобы лукавый Вас и тех, кто за Вами, так сильно не искушал и не соблазнял величественными зданиями Новоафонского монастыря и его возможностями.

Теперь о Сухумо-Пицундской Епархии и ее главе. Во-первых, я вчера узнал, что в Абхазии теперь существует Сухумо-Пицундская Епархия. За последние несколько лет столько раз менялось название бывшей Сухумо-Абхазской Епархии, что даже мне как профессиональному церковному историку сложно разобраться в преемственности всех этих церковных институтов. И проблема не столько в названиях, сколько в том, что они, как впрочем, и все остальные решения, принимаются спонтанно, наспех собранным на улице абхазским духовенством (по принципу «кого смог собрал»), без соответствующей подготовки и последующего церковно-правового закрепления. Я хочу спросить, как о. Ефрем за день стал членом Совета Абхазской Православной Церкви, т. е. управленческого органа Абхазской Церкви, и уже успел подписать решение от 6 апреля 2011 года? Другими словами, любой российский чиновник, приезжающий в Абхазию, на второй день становится членом Кабинета министров Республики Абхазия. Но нет ничего невозможного для короля Людовика XIV. Понятие обсуждения на заседаниях Совета вообще не присутствует, поскольку если кто-либо посмеет возразить о.Виссариону, т.е. королю, на следующий день будет отправлен из Абхазии. У меня нет ни малейшего сомнения в том, что многих священников, принявших решение против о. Андрея, испугала участь их предшественников. Но, братья мои, многие из вас сидели 8 апреля в студии абхазского телевидения в рясе благодаря именно о. Андрею и мне. Бог Вам судия. Таким образом, если Совет Сухумо-Пицундской Епархии принимает решения описанным нами выше путем, эти решения, как и то, которое было принято 6 апреля этого года, не имеют никакой церковно-правовой силы. Если кто-то из вас пожелает, хотя бы для истории, ознакомиться с документами и решениями, принятыми за последние 18 лет, будь то Сухумо-Абхазской Епархией, или Сухумо-Пицундской Епархией, я должен буду огорчить вас, но вы их не найдете. Потому что понятие канцелярии, бухгалтерии, архива и т. д. в Епархиальном Управлении в Сухумах, просто не существует. Как не существует в действительности никакого общего управления над всеми подразделениями Сухумо-Пицундской Епархией. Т. е. правление происходит по слову короля.

Теперь о главе Абхазской Церкви. Согласно церковному праву, главой (или управляющим) Епархии или Церкви может быть исключительно человек в епископском сане. В случае его отсутствия он в принципе не может быть заменен никем, за исключением назначения нового епископа. Но если даже допустить возможность замены епископа на какой-то период времени, в силу сложившейся особой ситуации, как это имеет место у нас в Абхазии после Отечественной войны 1992-1993 гг., его может заменить — только в административно-управленческом отношении — секретарь Епархии. Секретари епархий (или протосинкелы) во всех Православных Восточных Церквях являются монашествующими священнослужителями, т. е. иеромонахи или архимандрит. Поэтому, когда во многих православных странах читают документы, подписанные абхазским духовенством, как тот, который был принят от 6 апреля этого года, они, в лучшем случае, просто смеются. Поскольку не может быть простой, женатый священник (он же иерей), каковым является о. Виссарион, главой Епархии (Церкви вообще не обсуждается), или быть Управляющим Совета, в котором большинство иеромонахов. Это все равно, что функции президента Республики Абхазии будет выполнять глава администрации какого-либо абхазского села. Еще более смехотворным выглядит, когда проговаривается, как и в обращении от 6 апреля 2001 года, что женатый священник (т.е. о. Виссарион) выполняет обязанности настоятеля Новоафонского монастыря, при живущих в нем иеромонахах и монахах. Дорогой о. Виссарион, власть настолько омрачила Ваше сознание, что Вы перестали замечать, как из короля постепенно превращаетесь в шута и веселите народ не просто безобидными шутками, но поистине трагическими постановками, как той, которая произошла на абхазском телевидении 8 апреля этого года.

Дорогие мои братья и сестры, клирики и миряне, власть имущие и не имущие, молодые и старейшины, «багапшавцы» и «хаджинбавцы», все те, кому не безразлична судьба наших храмов и монастырей, будущего нашей Абхазской Церкви, и не ошибусь, если скажу, и будущего Абхазии! Если Вы хотите, чтобы нас воспринимали всерьез и говорили с нами серьезно, нужно менять ситуацию, пока это не поздно. Поэтому я призываю всех вас прийти 15 мая 2011 года в монастырь св. апостола Симона Кананита в Новый Афон, где состоится Церковно-Народное Собрание. Церковное Собрание не может проводиться без участия церковного народа, это прописная истина нормы церковной жизни. Последний раз подобное собрание происходило с 24 по 27 мая 1917 года в Сухумах, при участии духовенства и выбранных мирян абхазского православного населения Сухумского округа. На нем тогда приняли участие все видные в то время абхазские церковные, политические и общественные деятели, которые вынесли решение о создании независимой Абхазской Православной Церкви. Последующие политические события не позволили тогда реализовать решения этого исторического съезда.

Приглашая всех 15 мая 2011 года на Церковно-Народное Собрание, я призываю Вас принять активное участие в обсуждении и принятий решений дальнейшего развития Православной Церкви в Абхазии, будущего храмов и монастырей на территории нашей родины, которые являются святынями нашего народа. Подумайте не только о себе, но и о том, что мы оставим будущему поколению абхазов.

Безусловно, и я буду среди Вас, дорогие братия мои и сестры.

Поделиться :