Фреску Баграта III в Бедийском храме, предположительно, уничтожили русские

В Абхазии, в Бедийском храме уничтожена единственная фреска первого царя единой Грузии Баграта III. Архитекторы неизвестного происхождения укрепляли стену в храме, однако это вызвало уничтожение единственного изображения Баграта III.

«Факт, что дело имеем с вандализмом, поэтому следует «бомбить» мировую общественность этими сообщениями»- такова позиция грузинских специалистов, которые намереваются составить список охраняемых передвижных памятников на оккупированной территории и передать эти данные Интерполу, с тем, чтобы таким образом не допустить их вывоз за границу.

На сепаратистской территории бум неопределенных «реставраторов» и т.н. черных археологов. Часть грузинских археологов подозревает, что в интересах коренных абхазов не должно быть уничтожение фрески царя Баграта III, и что за всем этим стоит Россия. Это подозрение подкрепляется и тем, что настоящего абхаза никто в Абхазии ни о чем не спрашивает, а ремонтные работы в Бедийском храме проводит частная российская компания из Владимира.

Вопросы у ученых обостряет и то, что фреска Баграта III выдержала века, а после российской оккупации, совсем недавно, была уничтожена. Теперь следует спасти могилу царя Баграта, поэтому до входа грузинских специалистов не должен ограничиваться въезд в Абхазию представителей ЮНЕСКО.

Не лучше обстоят дела и в других храмах. Над Илорской церковью воздвигли лукообразный купол, являющийся частью русской христианской архитектуры и не имеющий ничего общего с грузинской формой купола, а грузинские надписи и фрески закрасили в белый цвет.

Профессор сухумского университета, доктор исторических наук Зураб Папаскири в беседе с Presage.tv вспоминает одну историю в связи с Бедийским собором. На первой годовщине признания Россией Абхазии, в августе здесь произошла крамольная история. В частности, абхазы провели церемониал благословления оружия.

«Отец Виссарион Аплиа, являющийся самозванцем и провозглашающий себя главой абхазской церкви, выполнил церемониал благословления абхазского оружия. Виссарион Аплиа сначала отвел людей в этот храм для молитвы, провел молитву, а затем благословил оружие, с которым абхазы воевали с единой Грузией. Это был кощунственный поступок, поскольку оружие благословили в Бедийском храме на могиле Баграта, первого царя единой Грузии»- заявляет Зураб Папаскири.

Историк сам видел эти кадры по «Абаза.ТВ» , но позднее они исчезли из абхазского сайта. Правда, во время просмотра этих кадров Зураб Папаскири не видел никакой фрески в Бедийском храме, однако заметил маленького размера икону Давида Строителя, которому абхазы ставили свечку, вероятно, не зная, что это икона Давида Строителя.

«Увидев эти кадры, мной овладело двоякое чувство. Хорошо идти в Бедийский храм для молитвы, однако благословление того оружия, которым будто бы вели отечественную войну против грузин, было жутким»- говорит Папаскири.

Ученый полагает, что Баграт III, который был сыном абхазской царевны, был обычным грузинским монархом. Т.н. абхазская династия, и их представители абхазские цари, фактически государственно и культурно-политически относились к грузинской династии. Они только по этнически-племенному происхождению могли быть абхазами.

«Баграт сначала был царем Западной Грузии. Абхаз- племенное происхождение. Их цари были обычными грузинскими политическими лидерами. Любопытно отношение самих абхазов к Бедийскому храму. Бедия, Дранда, Мокви- все развалили новые абхазы. Сегодня они претендуют на то, что были христианским народом, на самом же деле в XVI- XVII-XVIII веках варварская волна горских джиков-абхазов полностью развалила христианскую цивилизацию Абхазии. Это скорее была борьбой горцев с жителями равнины, нежели этнической борьбой. Для новой волны джико-абхазских переселенцев была чуждой цивилизация местных абхазов, которую создали абхазы (те же историко-культурные грузины) вместе со своими грузинскими собратьями (Нико Бердзенишвили). Нет ни одного сведения, чтобы когда-либо пришли турки и сожгли, или уничтожили Бедию, тогда как Бедию, Мокви, Дранду, полностью уничтожили новые абхазы. Этой участи миновала только Илорская церковь, что даже несколько удивляет. Для оставшихся христианских абхазов Илори стал главным местом молитвы. Между прочим, я тоже удивляюсь, как спасся Илори, возможно потому, что он не был центром епархии, как Мокви, Бедия и Дранда»- полагает Зураб Папаскири.

Ассоциированный профессор сухумского государственного университета Лия Ахаладзе заявляет, что в Бедийском храме уже нет фрески Баграта III, а местные оправдываются, будто во время реставрационных работ фреска обвалилась, а это неубедительно.

«Эта фреска выдержала десять веков, причем находилась не в таком месте, чтобы обвалится во время реставрационных работ. Явно, что ее специально соскребли. Баграт III первый царь объединенной Грузии. Поэтому можно сказать, что даже несколько неудобно для самих же абхазов и русских, что могила первого царя объединенной Грузии оккупирована, и на эту территорию претендует чужое государство. Следовательно, они должны были стереть этот след и стерли его. Однако могила Баграта III находится там. Насколько известно, согласно «Летописи Картли» («Матиане Картлисаи»), Баграта III похоронили в построенном им же Бедийском храме»- отметила Лия Ахаладзе.

По мнению ученого, с целью спасения грузинского следа в Абхазии грузинской стороне надлежит больше активности и работы по всем направлениям. Все
связанные с культурным наследием организации следует поставить в известность.

«Иного выхода у нас нет. Реально, в сепаратистской власти могут находиться такие абхазы, которые возможно и болеют сердцем за это, но ничего не могут сказать, поскольку эта территория оккупирована и там реально военный режим. Леонид Лакербая, марионеточный премьер Абхазии заявил, что они согласны впустить в Абхазию экспертов ЮНЕСКО, но не грузин. В действительности, мы давно просили ЮНЕСКО о помощи, но абхазы не впускали иностранных специалистов. Со своей стороны ЮНЕСКО тоже опасается въезжать в Абхазию. Как известно, это практически закрытая зона для международных организаций после установления Россией военного режима»- сказала Лия Ахаладзе.

По ее информации, положение других памятников в Абхазии тоже плачевное, так как там идут незаконные археологические раскопки. По каким методам раскапывают наши памятники никому не ведомо. Удивляет и то, что в эти раскопки не включены собственно абхазские археологи. Это дело откровенно курирует Россия, которая стирает всякий грузинский след.

Вместе с тем Лия Ахаладзе не исключает, что уничтожение фрески Баграта III в Бедийском храме тоже связано с российским следом, а не абхазским.

«В храме Бедии реставрационные работы проводит одна из частных компаний Владимира. Так что, нельзя сказать, что реставрацию проводят абхазы, так как владимирская компания российская. То, как они намереваются «реставрировать» этот храм, не выдерживает никакой критики. Между прочим, мать Баграта была дочерью абхазского царя Георгия II, а по отцу он был тао-кларджетским Багратионом. Георгий II царь, который старался присоединить Кахетию, Картли он уже занимал, то есть был одним из грузинских царей объединителей.

Вообще, идея объединения Грузии пошла из абхазского царства, у Иоанна Марушисдзе, который был эриставом царя абхазов в Картли, как раз под скипетром Баграта III Багратиона родилась идея объединения Грузии. С культурно-исторической точки зрения старые абхазы являлись грузинами. А современные абхазы, трудно сказать, кто такие. По правилам, уничтожение фрески Баграта III в Бедийском храме не должно устраивать абхазов, так как это стирает их культурную память, между тем, иной культуры у них нет. Если они оторвутся от этой культуры, будут народом без культуры»- отмечает историк.

Поделиться :