Гоча Гуниава: «Не исключено, что Россия устроит абхазскому этносу еще одно мухаджирство»

В июле 2009 года в Тбилиси, по инициативе единомышленников- ветеранов грузинских спецслужб, был основан «Клуб экспертов«. В нем объединились люди, связанные с Абхазией своей жизнью или по роду деятельности, которые с 90-х годов прошлого века по сегодняшний день являются очевидцами и участниками развернувшихся там трагических явлений.

Предлагаем интервью с одним из учредителей «Клуба экспертов» Гочей Гуниава.

— Прошел ровно год со дня окончания российско-грузинской войны. Абхазия и Цхинвальский регион оккупированы. Что можно сделать в этой сложной обстановке и какого рода проблемы, по мнению участников вашего движения, самые значительные на сегодняшний день?

— Обстановка действительно сложная. Международное сообщество признало Россию агрессором и стороной данного конфликта. Она оккупировала значительную часть Грузии. Мир окончательно убедился в том, что в Абхазии и Цхинвальском регионе имело место российско-грузинская война, а не этноконфликты. Грузия при помощи международных организаций должна добиться начала прямого диалога с осетинами и абхазами, а в переговорном процессе нейтрализовать негативное влияние России, так как у нее для этого нет ни юридического, ни морального права. Что касается требующих решения проблем, то они общеизвестны — деоккупация оккупированной части страны, начало переговоров с абхазами и осетинами без посредников и с использованием всех существующих мирных методов, содействие возвращению беженцев в Абхазию и Цхинвальский регион.

— Распространяется информация, что в Абхазию возвращаются потомки мухаджиров, изгнанных российской империей в XIX веке. Соответствует ли это действительности?

— Вопрос о репатриации мухаджиров в Абхазии рассматривался еще по окончании там военных действий. В сепаратистском парламенте и правительстве были созданы соответствующие структуры. С самого начала потомки мухаджиров с энтузиазмом встретили идею переселения в Абхазию и в 1994-96 годах из Турции переехало более 100 семей, большинство из которых были бедными и которым помимо безвозмездного предоставления жилья были даны гарантии ведения собственного бизнеса. Но процесс репатриации был приостановлен из-за сложившейся на тот период в Абхазии тяжелой криминогенной обстановки: были зафиксированы частые нападения на них, несколько репатриантов были убиты. Все это вызвало возвращение части из них в Турцию.

Хотя потомки мухаджиров, представляющих бизнес-круги Турции, проявляют большой интерес к Абхазии, где они по действующему законодательству могут стать гражданами Абхазии (это облегчает получение и российского гражданства) и по льготным ценам могут приобрести движимое и недвижимое имущество. Что самое главное, все это использовать в качестве трамплина для налаживания крупного бизнеса в российском экономическом пространстве.

Существует и третья категория потомков мухаджиров, которая ставит целью распространение в Абхазии ислама, за которыми стоят исламские круги и другие заинтересованные силы.

В последнее десятилетие в Абхазии резко сократилось количество этнических абхазов. С целью искусственного увеличения абхазского этноса, в 2005 году был принят закон «О гражданстве Республики Абхазия», согласно 5-й статьи которого гражданами Абхазии считаются «…лица абхазской национальности (абазы), независимо от их места проживания и страны гражданства…». Часть потомков мухаджиров выразила желание воспользоваться вышеупомянутым законом, они считают, что если этот процесс примет активный характер, вместе с демографическими изменениями произойдет и полная исламизация региона.

Следует отметить, что в XIX веке среди изгнанных из Абхазии мухаджиров было много этнических грузин, хотя они вышеназванным законом воспользоваться не смогут, так как он распространяется лишь на этнических абхазов. Несмотря на попытки сепаратистов, на сегодня в Абхазию возвратилось лишь около тысячи репатриантов. Приостановление процесса репатриации было вызвано оккупацией Абхазии Россией. Утверждения гражданских и религиозных исламских лидеров сепаратистской Абхазии о том, что цели нынешней России в Абхазии отличаются от целей России XIX века, не стали убедительны для потомков мухаджиров, которые на протяжении сотен лет со страхом и ненавистью воспринимали российских руководителей всех эпох.

— Как примут российские власти возможный наплыв большого потока мухаджиров в Абхазию, и принимают ли они какие-либо меры для пресечения этого процесса?

— С целью приостановки этого процесса Россия искусственно создает в Абхазии условия для количественного роста русского и в определенной мере армянского населения. 30 апреля 2005 года Дм.Медведев и С.Багапш подписали договор о совместной охране границы Абхазии, согласно которому сухопутную и морскую границы Абхазии будут контролировать исключительно российские пограничники. По этому договору, российские пограничники и члены их семей имеют те же льготы на получение жилья с его последующей приватизацией, которыми пользуются абхазские военнослужащие, что значительно может увеличить количество населения русской национальности на территории Абхазии. Ни для кого не секрет, что конечная цель России — присоединение Абхазии. Именно поэтому изгнали отсюда сотни тысяч единоверных аборигенов-грузин. Наплыв в Абхазию большого потока потомков изгнанных Россией на религиозной основе и озлобленных мухаджиров может обернуться большой проблемой. В противовес этому, Россия будет способствовать росту армянского населения в Абхазии, которое в свое время также было изгнано из Турции на религиозной и этнической почве и на сегодня проживает на земле изгнанных мухаджиров.

— Не вызовет ли новый очаг противостояния встреча такого количества чуждых друг другу людей?

— Такая опасность реально существует. Основой противостояния могут стать имущественный, этнический и конфессиональный факторы. Особенно, если заинтересованные в этом силы будут управлять процессами и провоцировать эти противостояния. При этом несовместимы стремление сепаратистских властей вернуть на историческую родину как можно больше потомков мухаджиров и страх России, связанный с переходом в Абхазию из Турции, страны исторического противника и одного из активных членов НАТО, большой группы людей с неопределенными целями.

Смириться с интересами вернувшихся потомков мухаджиров будет трудно и проживающему сегодня в Абхазии армянскому населению, а также его московскому лобби с повседневно растущими интересами.

Не исключено, что Россия спровоцирует новое противостояние между исторически и религиозно враждующими этими двумя силами, что может стать причиной нового мухаджирства абхазского этноса.

Поделиться :