После российско-грузинской войны 2008 года контроль на т.н. границах Абхазии для населения ужесточился, и это создает особо большие проблемы тем гражданам, которые нуждаются в срочной медицинской помощи, и вынуждены лечиться в находящихся там же медицинских пунктах, где нет возможности для лечения всех видов больных. О положении в свете здравоохранения на территории Абхазии «Пирвели» беседовал с главным врачом села Набакеви Гальского района Нонной Тарбая.
Есть ли на сегодня в Абхазии достаточное количество пунктов медицинского обслуживания, и какого уровня медицинское обслуживание они могут оказать пациентам?
В селах нижней зоны Гальского района функционируют медицинские амбулатории, в частности, в селе Отобая, Квемо и Земо Баргеби- амбулатория, в Набакеви- наша больница. Аналогичные амбулатории в селах верхней зоны Саберио и Мзиури. В Ткварчельском районе функционирует одна врачебная амбулатория Окуми, а Очамчире обслуживает центральная районная больница, в которой крайне низкий уровень лечения, так же как и в Ткварчели и, в общем, на территории Гальского района. По этой причине тяжелобольных до последнего времени в основном на лечение отправляли в Москву, Сочи и другие города России. Уже второй год, как в сухумской больнице, где получили аппараты компьютерной томографии и рентгена, уровень обслуживания повысился, однако после оказания первичной помощи люди все равно уезжают на лечение в другие места. Лично у нас пять врачей широкой специальности, два зубных техника, по одному стоматолог, педиатр и гинеколог, а также три терапевта, а больных всегда перевозим в Зугдиди.
Понятно, что грузинское население Абхазии предпочитает лечение на контролируемой нами территории. Любопытно, требуют ли этого абхазы?
Довольно часто, хотя многие и спасибо не говорят. У нашей больницы в Тбилиси есть партнерская организация «Эмпатия», которая обслуживает доставленных из Абхазии пациентов. Этим обслуживанием пользуются примерно до 20 абхазов в году. Им бесплатно оказывается всякая помощь. Многие в восторге грузинской стороной и обслуживанием грузинских клиник, однако, по возвращению на места из-за фактора страха избегают громогласно фиксировать это. Был случай, когда главный статистик здравоохранения Абхазии отказался от лечения в Москве, и ему стэнтирование провели в Тбилиси, в клинике Чапидзе.
Каково положение в Абхазии с точки зрения рождаемости?
Точных данных назвать я не могу, но показатели очень низкие. К тому же население Гальского района предпочитает рожать в более надежной среде, в Зугдиди, или иных грузинских городах, а в самом Гальском районе мало рожениц.
Что можете сказать о количестве ВИЧ –инфицированных и наркомании?
Это в сегодняшней Абхазии является одной из самых больших проблем, поскольку здешняя среда создает наилучшие условия для распространения этого недуга. Как мне известно, в Сухуми достаточно много людей на учете в центре СПИД.
Вы главврач скорой помощи, сколько вызовов в день вы получаете, во сколько обходится обслуживание и есть ли у вас во время вызова надлежащие для обслуживания пациентов условия?
В день мы выезжаем почти на 12 вызовов, однако иногда просто не можем дойти до больного, так как машины скорой помощи у нас нет. Уже шесть лет мы на личной машине обслуживаем людей. По этому вопросу уже годы, как идет разговор с министерством здравоохранения Грузии, однако пока результатов нет. Исходя из того, что амбулатории и больницы Гали и Ткварчели полностью финансирует здравоохранение Грузии, вызов бесплатный, и мы обслуживаем людей в 24 часовом режиме.
Какие в основном проблемы беспокоят людей?
Более всего людей беспокоят сосудистые и онкологические болезни. Фон невроза высокий, поскольку, как вы знаете, здесь довольно тяжелая криминогенная обстановка, особенно в августе-сентябре, когда народ собирает урожай орехов.