Абхазия на распутье

Человек, в течение тысячелетий создавший тысячи разнообразных учений, все время пытавшийся найти смысл своего существования, так и не нашел его. Сегодня складывается ощущение, что мы бросили эти глупые попытки и стали жить умно прагматично. Мы нахлебались горя из-за фанатичного следования и религиозным и политическим идеям. Все давно поняли, что эти навязанные идеалы служат интересам очень небольшой кучки людей. Мы верим, что сегодня нет таких людей, которые навязывают нам что-то, сегодня мы все понимаем, что не во что верить, что человек человеку волк. Считаем, что теперь то умны, мы поняли, что надо жить только для себя и уж это нам никто не навязывал.

Сегодняшний мир очень быстро меняется, меняются быстро условия «игры», то, что было приемлемо вчера-сегодня уже не актуально. Человеческое общество не успевает идейно подготовиться к быстро меняющимся условиям. Рыночная психология убивает здоровый дух человека, необходимый для полноценного существования, для того, чтобы мы могли эффективно реагировать на общественную несправедливость.

И может быть, ничего страшного не происходит, всегда были войны, голод, неравенство, несправедливость, и многое другое, сейчас всего этого не больше чем раньше, даже меньше, может быть и вроде бы нет смысла бороться, руководствуясь эфемерными понятиями. Страшно то, что человек стал труслив, жаден, порочен. Возможно, всегда он и был порочен и жаден, но никогда не был так труслив.

Но если общество не успевает адаптироваться к новым условиям, то прекрасно успевают подстраиваться под новые условия те, кто стоит у руля. По опыту зная, что откровенная диктатура не может быть долговечна,они искусно продвигают свои интересы, используя новые приемы манипулирования людьми. Это не значит, что надо воевать (может быть и надо, но нет уверенности в том, что результат будет положительный от переворота, совершившегося в одночасье) с какими-то непорядочными правителями, подавляющее большинство из нас живет так же, как они. Они-это всего лишь опередившие других и пользующиеся правом сильного в соответствии с вновь установившимся в обществе «законом джунглей». Смещение каких-то режимов, скорее всего, приведет в таких условиях лишь к замене одних людей другими, под каким бы лозунгом это не делалось, не говоря о том, что это сложнее, чем, когда бы то ни было при сегодняшней технической и интеллектуальной подготовленности структур, контролирующих общество.

Так называемые цивилизованные процессы привели нас к самым циничным нарушениям всех прав народов и человека с одной стороны, к потере духовных ценностей с другой. На заре человечества люди не имели принципов, совести, нравственности. Сегодня мы готовы морально деградировать к этому уровню. Незаметно сглаживается главное богатство человечества-наше духовное наследие, которое уже кажется кому-то ненужным, а для многих даже смешным. Такими темпами наши дети или внуки могут перестать понимать, как можно заплакать или загореться от музыки, пожертвовать собой ради каких-то своих убеждений и закончат жизнь, быстро потухая от давящего бездушия окружающего и собственного внутреннего мира в доме для престарелых. Сегодня в развитых странах начинают заводить детей после 30 одного или двоих, если смогут решиться на этот подвиг. Разница между мужчиной и женщиной становится только физической, теряется почтение к возрасту и многое другое. Что же нужнее человеку-всю жизнь крутиться, приспосабливаться, поступаясь в мелочах и не только принципами, понимать, что ты на многое оказался неспособен, что не смог оставить ничего ценного потомству или знать, что ты сохранил и приумножил духовное наследие предков, оставил потомкам в сохранности природу, которая обогащала материально и культурно в течении тысячелетий и будет обогащать дальше при бережном отношении, в конце жизни сидеть 100летним стариком в окружении многочисленных потомков, в которых вложил свою душу, знать, что на тебе не закончатся твои устремления.

Не думаю, что духовность несовместима с техническим прогрессом. Нельзя бездействовать, когда зло касается не тебя лично. Безразличие друг к другу губительно. Не надо быть фанатиком, надо только носить «бога» в своей душе. Технические достижения могут быть помощником достойной во всех смыслах жизни. Но этот технический и практический прогресс никуда от нас не денется, нужно только, чтобы стимулом этого развития была не нажива, а свойственная человеку во все времена жажда познания неизведанного, творческое рвение, думаю так будет лучше развиваться наука и несомненно ее достижения будут обслуживать большее количество людей.

Нерешительность, страх что-то потерять, житейская «мудрость» в долгосрочной перспективе непрактичны даже в узко личном смысле. В будничном течении жизни, в решение насущных проблем становится сложно отстаивать гражданские позиции, даже думать об этих, кажущихся оторванными от жизни стремлениями. Процесс развития не несет даже 50% пользы широким массам. Жизнь немного улучшается и это действует усыпляющее на общественное сознание.

Даже в самой цивилизованной стране есть люди, которые присваивают то, что принадлежит народу, то, что сделано трудом народа, то есть используют общество для личного обогащения. Мало того формируют общественное мнение. Создается ощущение, что народ это стадо, которое идет туда, куда его направишь, которое даже не брыкается, когда его режут. И при этом смотрит в телевизор на правителя и даже гордится его хорошо продуманной речью. И мысли нет, что мы, что-то можем изменить, если нам что-то не нравится. Зажатое общественное сознание не дает мыслить шире, делает муравьями, бегающими по хозяйскому столу. «Страх был и всегда будет самым верным средством обмана и порабощения людей». Это один рычаг двигающий стадо. Второй-мнение широких масс, что они свободны. Приведу высказывание Гете, которое очень актуально именно в нашем современном обществе-«нет рабства безнадежнее, чем рабство тех рабов, себя кто полагает, свободным от оков» Когда правительство делает, что-то без общественного согласия это и есть исчерпывающая формула рабства. Совершенно забыто, что не человек служит государству, а государство человеку.

Я абхаз, представитель 90-тысячной нации. В 1992-93 гг. у нас была война. До войны абхазы в Абхазии составляли 17% населения, вследствие русско-кавказской войны и колониальной политики грузинского советского руководства. Давление сплачивало абхазов, делало дружнее, более восприимчивыми друг к другу, более политизированными. После апогея возрождения народного духа-войны, это все исчезло. Лучшие представители народа погибли. Общество деградировало. И, пожалуй нет сегодня такого недружного народа, как абхазы. Уровень образованности послевоенных поколений очень низкий. Коррупция-это незыблемое правило абхазского государственного устройства на всех уровнях. Мы хотим чтоб нас признали при том, что мы позволяем продавать народное общественное достояние. Не говоря о том, что бы влиять на эти решения, мы не знаем, за сколько продается общенародное достояние и куда эти деньги направляются. По сути, решает все это один человек-президент. И таких примеров много, мы не имеем гражданского общества, ограничивающего вседозволенность правительства. Недавно высказался по этому поводу, мне возразили, что это и при Ардзинба так было. Ардзинба народный герой, в старину про таких сочинялись легенды и песни. Но-это не значит, что все, что он сделал правильно. И он сам- не себе одному отвоевывал Абхазию, и, не один он ее отвоевывал. Это все делалось для всех граждан Абхазии, не остававшихся в стороне в трудные военные годы.

Численность этнических абхазов катастрофически снижается. Главной целью государства должно быть решение демографической проблемы, оказание материальной помощи молодым семьям. А мы тратим деньги на выдачу бензина чиновникам, которые, как минимум имеют возможность обойтись без этой помощи. Надо сделать главной статьей бюджета решение демографической проблемы. Наше правительство сегодня единственный наш враг. Поведение этих псевдопатриотов приведет к исчезновению древнего самобытного этноса способного дать что-то свое человечеству. Россия сегодня наш главный друг, она нам помогает, но при этом нельзя забывать, что это не из-за симпатии к нам, а вследствие собственных интересов. Удачное стечение обстоятельств привело к признанию Абхазии Россией. Когда кто-то говорил о роли президента в достижении признания, народ, как всегда метко подметил, что эта роль такая же как у белки и стрелки-двух собак, полетевших в космос. Ничего не делается правительством, кроме нерационального использования российской денежной помощи. Вместо того чтобы вкладывать деньги в развитие собственной экономики, мы восстанавливаем памятники для России, а мы будем исчезать. Нам надо дружить с Россией, но думать только о собственном народе. Русских 140 миллионов и правительство переживает, что население уменьшается и реально предпринимает меры для поднятия роста населения. Нас 90 тысяч и государство не только не помогает, но и мешает. В роддоме надо 30 тысяч, для многих это проблема, в детской больнице и роддоме, как и везде взяточничество. Но наше правительство этим не озадачено, они сделали дороги на русские деньги и восстановили некоторые здания и памятники, но сами они не сделали ничего для своего народа.

Есть много порядочных, образованных людей в Абхазии, не использовавших свой потенциал. Молодых, по-настоящему образованных людей в Абхазии очень мало. А для нашего малочисленного народа нужны именно молодые, яркие, смелые лидеры, способные принимать решения и отстаивать их, а не бывшие советские бюрократы.Те немногие образованные патриоты, не оставшиеся на какой-нибудь престижной, высокооплачиваемой работе в Москве не используются, даже находятся в опале, из-за критики существующего положения вещей. Бесконечные пустые звуки, которые, по мнению их издающих, должны приниматься за патриотизм, спекуляция традициями, к сожалению действенны в абхазском обществе, из-за необразованности и не заинтересованности большей части общества. Каждый орет о патриотизме, «набивая очки», думая и поступая в соответствии с собственной выгодой. Если так будет продолжаться, нас лет через 30 опять будет 17% населения. За что погибли цвет, душа и мотор нации, за что боролись во все времена наши высоконравственные предки. Сегодня о нас никто не напишет, как писали о наших предках современники, восторженные духовной красотой, стойкостью и силой. Молодое поколение и все следующие поколения не должны забывать о высочайшей моральной планке, заданной нам предками. Но при этом надо понимать, что мир изменился и мы не сможем жить оторвано от мировых процессов. Если даже это плохо, не имеет смысла говорить об этом- это неизбежно. Надо найти в себе силы достойно двигаться дальше, надо быть такими, чтоб наши потомки с гордостью называли себя абхазами, чтоб мы не осквернили память наших предков, давших нам такую возможность.

Поделиться :