С древнейших времен, до присоединения к России, христианство в Абхазии распространялось грузинским духовенством, которое было общим для грузинской церкви Абхазии и которое всегда находилось под покровительством правящих феодальных князей и народа Абхазии. Это духовенство имело большое влияние в Абхазии и проявило удивительную способность и выносливость в распространении христианства во всех тех районах, где оно по тем или иным препятствующим причинам не прижилось.3 Затем, после присоединения к России Грузии и Абхазии и упразднения независимости грузинской церкви4 с подчинением Синоду, дело распространения христианства и его популяризация весьма затруднились; даже Древнейшие христиане в некоторых районах Абхазии омусуль-манились (см. док.№203 — сост.).
Причину этого прискорбного явления несомненно следует искать в постепенном отделении друг от друга народа и проповедников христианства, пытавшихся распространять его на непонятном населению языке. Со второй половины XIX века в церквах Абхазии ввели службу на непонятном народу славянском языке. Прервалась непосредственная связь между народом и духовенством, что привело нашу церковь до сегодняшнего жалкого состояния.5
Ныне ходят слухи, что Синод имеет проект об отделении Сухумской Епархии (см. док. №206- сост.) от грузинского экзархата; это навсегда покончит с целями церкви восстановить в Абхзии христианство… Необходимо сблизить народ и духовенство, создать условия, сближающие народ и духовное управление. В вопросе вероисповедения не должно быть места для политики. Исторически проповедь учения Христа веками происходила по определенному известному правилу, с изменением которого чувство веры будет не развиваться, а слабеть и тупеть.
По этим соображениям и в целях защиты интересов вероисповедения просим не отчислять и не отделять [Сухумскую эпархию] от существующей с древнейших времен структур, создаваемых веками исторической и культурной жизнью Грузии и Абхазии.