28 мая в Нью-Йорке, штаб-квартире ООН постоянное представительство Грузии открыло фотовыставку «Отображенная на фото история вынужденного перемещения». На официальном приеме наряду с представителями правительства Грузии о значении этой экспозиции говорила художник Хатия Эсартия. Во время войны в Абхазии она вместе со своей семьей была вынуждена покинуть Гагры. Выставка является некой хронологией истории Грузии, которую открывают лицо маленького ребенка, прячущегося в подоле отчаявшихся старших (фото Джона Джонсона, 1993 г.) и слова генерального секретаря ООН Пан Ги Муна о значении возвращения беженцев в урегулировании конфликта, как о решении вопроса прав человека и гуманитарного вопроса.
По заявлению одного из организаторов выставки, советника миссии Грузии в ООН, Тамты Купрадзе, данная экспозиция является первой фотовыставкой, проведенной в здании ООН по организации грузинской миссии, касающейся непосредственно проблематики беженцев, и гуманитарного измерения этой острейшей проблемы всего мира — беженства, в том числе положения вынужденно перемещенных лиц из Абхазии и Цхинвальского региона. Однако следует отметить, что по организации Грузии в 2007 году тоже состоялась фотовыставка в ООН, касающаяся ужасов войны, и на ней были выставлены графические снимки периода войны в Абхазии.
Тамта Купрадзе: Представленные на выставке снимки британских фотографов Малькольма Линтона и Джона Джонса, на которых отображено положение беженцев из Абхазии во время войны, отражает драматическую историю изгнания грузин из собственных домов. Грузинские беженцы прошли сложный и полный трагизма путь после того, как сотни тысячи граждан Грузии разного этнического происхождения были изгнаны из своих домов. С этой точки зрения после 2008 года положение еще больше ухудшилось, и после августовской войны из Цхинвальского региона дополнительно десятки тысячи человек стали беженцами на собственной земле. На сегодня в результате конфликтов и насилия в мире тридцать восемь миллионов вынужденно перемещенных лиц, и в том числе и грузины. Это самый большой показатель беженцев, когда-либо зафиксированный в истории.
Какую цель преследовала выставка?
-Выставка служит повышению узнаваемости вопроса о грузинских беженцах на международном уровне. Важно здесь же отметить, что она служит только лишь гуманитарным целям, поскольку дело касается фундаментальных прав вынужденно перемещенных лиц и беженцев, в том числе незыблемого права возвращения в собственные дома, права собственности, необходимости гуманитарной доступности на оккупированной территории.
На выставке также представлены фотоснимки правительства Грузии после войны 2008 года, женской организации ООН, и уроженца Гори Сабы Цицикашвили, которые, так сказать, относительно новые. Как Вы нашли иностранных фотографов, которые были свидетелями трагедии 23 летней давности?
— Совместными усилиями нашей миссии. Мы сначала связались с Малькольмом Линтоном, который к счастью, тогда находился в Нью-Йорке, и во время встречи сказал нам, что автором тех работ, которые я искала, возможно, является британский фотограф Джон Джонс. Малькольм Линтон является живым свидетелем падения Сухуми, в его фото-коллекции отображены тяжелейшие картины падения Сухуми, и войны. К сожалению, исходя из формата фотовыставки, мы смогли выставить только фото, касающиеся тематики беженцев.
На одном из снимков Малькольма отображен вертолет, который разбился, и предположительно, люди, которые сидели в нем, и погибли. А Джон Джонс шел следом за грузинскими беженцами в горах Сванетии, и его камера отобразила трагическую реальность перехода Чубери. В 1993 году эта великолепная коллекция снимков Джона Джонса получила награду World Press Prize. Оба автора с радостью дали согласие на выставку их работ. На открытии выставки присутствовал Малькольм Линтон. Также впечатляющими являются работы польского фотографа Юстины Миелникевич (собственность «UN Women»), описывающие жизнь беженцев из Цхинвальского региона после вторжения России в Грузию в 2008 году.
Наша обязанность, использовать любую платформу для освещения этой тематики, и показать международному сообществу, что, несмотря на то, что сегодня не идут активные боевые действия, эти люди остаются беженцами в своей собственной стране, а вопрос их неприкосновенного права безопасного и достойного возвращения должен стоять как можно высоко в международной повестке дня.