Министерство обороны России собирается изгнать грузинских наблюдателей с постов, расположенных в зоне грузинско-абхазского конфликта. В случае, если до 26 июня грузинские правоохранители не вернут миротворцам военное имущество – 20 ПТУРСов, отобранных у них в Зугдиди – грузинские наблюдатели будут изгнаны со всех постов.
В ответ грузинская сторона заявляет министерству, что грузинские правоохранители действовали правильно. Председатель временной парламентской комиссии по территориальной целостности Шота Малашхиа заявляет, что российская сторона имеет право потребовать оружие только в том случае, если представит соответствующий документ, по которому имела право его завозить.
Конфликтолог Мамука Арешидзе считает, что такой тон российской стороны дает основания для тревоги и что грузинская сторона не должна еще больше раздражать своего северного соседа.
Мамука Арешидзе: Когда Медведев заявляет, что в случае некорректных действий грузинской стороны ответ будет адекватным, можно ожидать всего. Поэтому мы можем получить и очень тяжелые последствия. Надо, чтоб до нас каким-то образом должно, что нельзя допустить, чтобы грузинская стороны спровоцировала военный конфликт, как в Гори в 1992 г., когда русские довели дело до того, что на их базу ворвались грузины, и пошло-поехало. Сейчас тоже созревает такая ситуация.
«Резонанси»: Что касается заявления минобороны России, вправе ли российская сторона изгнать грузинских наблюдателей?
М.А.: Речь идет о демонстрации силы, а сегодня побеждает сильный, а остальной мир избегает конкретных действий. Со стороны Запада будут какие-то заявления, строгие оценки, даже потребуют к ответу, но мы должны избегать крайностей и не переходить черту. Не потому, что мы неправы, а потому, что российская сторона использует этот инцидент в свою пользу, и это может привести нас к новому конфликту.
«Р»: Насколько эффективно присутствие грузинских наблюдателей в зоне конфликта?
М.А.: Грузинские наблюдатели присутствовали при мониторинге фактов вместе с наблюдателями ООН и фиксировали каждый случай, но тут главное не заявление. Интересно не его содержание, а его тон и перспектива действий, потому что мы не знаем, что они предпримут. Тут интересно не заявление министерства, а заявление самого президента, который заявляет, что, если подобное повторится, он примет все возможные меры и что они не допустят некорректных действий по отношению к российским миротворцам, вот что опасно.
«Р»: Что должны сделать грузинские власти, чтобы избежать конфликта?
М.А.: С правовой точки зрения то, что российских миротворцев задержали и ракеты отобрали, оправдано, но не надо было это афишировать и демонстрировать – Россию это раздражает. У меня создается впечатление, что инцидент с миротворцами был намеренным и грузинская сторона попалась на удочку. Вы, наверное, помните прошлый инцидент с миротворцами, за которым последовали сперва экономическая блокада, затем депортация грузин, и погибло несколько человек. Вот поэтому я не сторонник пиар-мероприятий. Правда, ганмухурский инцидент и тому подобные факты сперва было порождали в народе надежды, но в конечном итоге мы увидели очень плохие результаты.
«Р»: Кто может сыграть решающую роль в разряжении создавшейся напряженности?
М.А.: Уже подключены международные организации, всё те же ОБСЕ и ООН, но все, в том числе и Схеффер, говорят нам одно: прежде всего надо утрясти отношения с Россией. Нам нельзя бесконечно находиться в конфронтационном режиме. Конечно, и миротворцев надо было задержать, и оружие забрать, но не стоило это публично демонстрировать.