Какая польза от открытия железной дороги?

Нынешние власти Грузии с одной стороны постоянно публично говорят, что будто бы открытие железной дороги Абхазии является чисто экономическим вопросом, и не стоит его политизировать, однако вместе с тем заявляют, что этот шаг поможет Грузии в восстановлении отношений с абхазским народом, сближении людей, и в конечном итоге, в урегулировании конфликта. Очевидно, они и сами до конца не разобрались, что является их приоритетом в этом деле — экономика, или политика?

Однако даже если посмотреть теоретически, возможное открытие железной дороги не даст грузинской стороне ни в одном, ни в другом вопросе ничего кроме дополнительных проблем.

Экономически эта дорога, разумеется, выгодная для Грузии, постольку, поскольку любую дорогу, даже пешеходную тропинку, идущую в глухую деревню, можно использовать с пользой. Не исключение и этот железнодорожный маршрут, но вместе с тем, ее значение для Грузии является второстепенным, она очевидно больше устраивает Армению, которая почти все грузы получает через территорию Грузии, и подавляющую их часть, в основном из России и Украины, можно пропустить по этой железной дороге. На первый взгляд, это получится дешевле, нежели транспортировка грузов по Черному морю, или пользуясь пропускным пунктом Ларс.

Однако дело обстоит не так просто: давайте представим, что произошло чудо, и этот маршрут на самом деле открылся. Это значит, что налог за транзит удвоится, поскольку Абхазия считает себя независимым государством и, естественно, потребует свою долю из транзита. Вы потом можете долго доказывать абхазам, мол, «разве не знаете, что ООН не признает вашу независимость, и проходящие по вашей территории грузы будут облагаться налогом на территории Грузии, и доходы получит только казна Грузии». Это то же самое, что из пустого в порожнюю, так как абхазы считают, что эта железная дорога их собственность, и тем самым закрыта дискуссия на эту тему.

Собственно для Грузии этот проект имеет еще меньше значения, так как если даже российская экономика откроется для грузинского товара, масштабы этой торговли не будут столь большими, чтобы ей понадобилась отдельная железная дорога.

Касательно политической стороны это вовсе бесперспективная идея. Во-первых, само то представление, что «вот, мы построим хорошую демократию, у нас будет нормальный суд, накажем убийц Гиргвлиани, и восхищенные абхазы сами вернутся к нам»- глупость, над которой весьма охотно смеются абхазы. Это очень своеобразный народ, чего никак не поймет Паата Закареишвили. Абхазы горцы, черкесы, у них свой кодекс поведения. В отличие от большинства грузин, их крайне трудно купить. За все то время, как наши вельможи с эполетами на чохе (грузинский национальный мужской костюм), и с гитарой с бантом сидели в русских салонах и пели романсы, этот народ воевал с Россией. Представьте себе, даже сегодня, когда их судьба всецело в руках русских, они стараются сопротивляться им. Например, никак не удалось заставить их принять закон, который дал бы иностранным гражданам, русским, право покупать в Абхазии земли. Лично Путин требовал этого сначала от Багапша, затем от Анкваба, но они живой головой не идут на это. И помните еще скандал ИнгурГЭС? Вот то соглашение между Россией и Грузией, из-за которого был поднят такой ажиотаж в Тбилиси, и сорвали абхазы, мол, «как это, на нашей территории находится наш ГЭС, и вы выясняете ее судьбу без нас?»

Разумеется, в конечном итоге русские все равно сделают все, что посчитают нужным, но я говорю это потому как, хочу подчеркнуть, в отличие от грузин, абхазы чрезвычайно упрямый и принципиальный народ.

Паата Закареишвили может сделать все, что хочет, открыть им железную дорогу, признать паспорта, впустить туда иностранные инвестиции, одним словом, стелиться ковром, но поверьте, взамен мы ничего не получим, даже спасибо. Абхазы примут это, как доказательство того, что Грузия признала свою вину перед абхазским народом, и все эти уступки являются только лишь компенсацией за это преступление.

Еще много каких-то бессмысленных сказок мы слышим от господина министра, будто бы абхазы были согласны на федеративный союз с Грузией. Да, пожалуй, было и такое предложение, только с одним условием: Абхазия должна была иметь право выхода из федерации. Как полагаете, за сколько дней распалась бы эта федерация? Протянула бы она неделю? Не знаю, неделю, наверное, да, больше-не думаю.

Стоит сожаления, что мы на протяжении последних десяти лет перешли на абсурдный обман самих себя. Сначала Миша со своим «Здравствуй Абхазия, лазурное небо, и белый санаторий», затем пришла «Мечта», которая вообще все смешала. Такое ощущение, что они живут в каких-то своих фантазиях. Главная проблема вопроса Абхазии не неустойчивость Миши, плохой суд, зондербригады, или дело Гиргвлиани, как полагают Иванишвили и Закареишвили.

Главная проблема в том, что я, как сухумчанин, хорошо помню время, когда еще был Советский Союз, не было ни Звиада Гамсахурдиа, ни Миши Саакашвили, ни зондербригад Бачо Ахалая. Точно помню, что абхазы сильно переживали, что их было 17%, а нас 45%. Я от них слышал все одно, и тоже: «придет наше время, выгоним всех, все вы вернетесь на свою родину, в Грузию». Ситуацию отягчало то, что все абхазы, начиная от младенца, кончая столетним старцем, на 100%, совершенно уверены, что все грузины, которые жили в Абхазии, были переселенцами сначала во время царской России, а потом в 40-е годы при Берии.

Поэтому то, что делают последние девять лет власти Грузии, вчерашние, и хуже того, нынешние, это позорное поведение лишенных самолюбия людей. За всеми этими инициативами, открытием железной дороги, потеплением отношений, всем этим бессмысленным увещеванием о братстве и дружбе, с абхазской стороны последует только одна реакция – насмешка, и еще большая ненависть.

Спасибо за это господину Паате…

Поделиться :