Наиболее важными для жителей Абхазии вопросами являются социально-экономические и проблемы безопасности. Об этом говорится в результатах опроса, проведенного пражским информационным агентством «Medium Orient».
В ходе исследования на территории Абхазии было опрошено 1000 респондентов, включая представителей основных этносов, проживающих в Абхазии, в том числе абхазов, армян, русских, грузин и других. Опрос охватил все регионы Абхазии. Исследование было проведено в мае 2016 года.
Отвечая на вопрос о том, в чем состоят самые острые проблемы нынешней Абхазии, 38.4% респондентов указало социально-экономические проблемы, имея в виду безработицу и низкий уровень жизни. Чуть меньшее число респондентов (35.1%) в числе наиболее важных назвали проблемы безопасности, главным образом преступность. На третьем месте, по мнению опрошенных, стоит проблема коррупции (18.4%). Лишь 2.3% в числе главных проблем назвали межэтнические отношения и 1.1% — религиозный вопрос, имея в виду продолжающийся церковный раскол в Абхазии.
В то же время более половины жителей Абхазии полагают, что экономическое положение их семей улучшилось за последний год. Так, наибольшее число опрошенных – 35,2% — отметили, что их экономическое положение улучшилось; еще 19% констатировали, что экономическое положение «скорее улучшилось». Таким образом, общее число тех, кто полагает, что экономическое положение их семей либо улучшилось, либо «скорее улучшилось», составляет 54,2%, т.е. большинство населения. При этом 20% респондентов заявили об ухудшении экономического положения их семей, а 11,5% отметили, что оно «скорее ухудшилось». В общей сложности количество тех, кто полагает, что в той или иной мере произошло ухудшение их экономического положения, составило 31,5%. Вместе с тем, 14,2% опрошенных затруднились с ответом на данный вопрос.
Подавляющее большинство населения Абхазии позитивно оценивает договор о союзничестве и партнерстве с Россией. Таковых оказалось 74,9% респондентов, «Скорее положительно» к вопросу отнеслось 9.5% опрошенных. Однозначно отрицательный ответ прозвучал из уст 6.9% опрошенных и еще 3.1% оценили его «скорее отрицательно», и только 5.7% респондентов затруднились с ответом на этот вопрос.
На фоне назначенного на начало июля референдума о досрочных выборах главы марионеточного режима интересен тот факт, что работу Рауля Хаджимба, согласно опросу, положительно оценили 46.4%, еще 11.9% дали ей «скорее положительную» оценку. Сугубо отрицательно работу нового руководства Абхазии во главе с Р. Хаджимба оценили 18.2% опрошенных; «скорее отрицательно» ее оценили 5%. Существенная часть респондентов – 18.5% — затруднились дать определенный ответ на данный вопрос.
Опрос также выявил довольно странное отношение к коррупции в Абхазии. 28.3% опрошенных указали, что они сталкивались с проявлениями коррупции в Абхазии; 4.2% дали скорее утвердительный ответ на данный вопрос. Вместе с тем, 60% и 4.4% соответственно отметили, что они либо не сталкивались, либо «скорее не сталкивались» с проявлениями коррупции. Таким образом, ровно треть опрошенных – 32.5% — констатировали, что они в той или иной степени соприкасались с коррупционными явлениями. При этом только 3.1% затруднились с ответом на данный вопрос.
Представляет интерес то обстоятельство, что чаще всего с проявлениями коррупции респонденты сталкивались в правоохранительных органах (19.2%), в органах здравоохранения (10%), а также в сфере образования (16.2%). Гораздо меньшее число респондентов указало на проявления коррупции в судебной системе (9.5%) и в налоговой службе (7.8%).
Следует отметить, что 32.5% — это довольный низкий показатель, который для Абхазии может означать не столько низкий уровень коррупции, а скорей непонимание сути коррупции и ее проявлений. К примеру, в таком клановом обществе, как абхазы, не воспринимаются в качестве коррупции любые дела, сделать которые возможно через клановые и личные связи, ибо это уже является частью культуры общества. Поэтому, касательно вопроса о коррупции, либо абхазы сильно слукавили, либо там совершенно не понимают, что из себя представляет коррупция.