Известный российский эксперт Андрей Епифанцев не исключает, что Абхазии скоро придется начать торговать своей «независимостью». По его словам, сейчас Абхазия находится «в глобальном тупике» и если Россия не выделит ей необходимые финансовые средства, Сухуми рано или поздно придется «подторговывать своей «независимостью», т.е. предложить Москве или Тбилиси формально войти в их состав».
«В Абхазии все понемногу движется к тому, о чем я говорю уже несколько лет. Государство, целью которого является реализация этнического проекта абхазов и построенное на основе архаичных форм самоорганизации XVIII-XIX вв с крайне слабой государственной и очень сильной клановой властью, в современных условиях создано быть не может. Оно несостоятельно по целому ряду причин и в первую очередь экономически.
В практическом смысле это уже вылилось в тотальный коллапс инфраструктуры, частью которой является инфраструктура энергетическая. За 23 года независимости в ее ремонт не вкладывалось ничего, потому что своих денег Абхазия не зарабатывает, а население почти поголовно не платит за пользование электричеством даже тот жалкий тариф, который там установлен – 40 коп/кВт.
Соответственно, как пишет Антон Кривенюк, «Без многомиллиардных вливаний в инфраструктуру, выправить ситуацию невозможно. Денег таких не найти в принципе, особенно, в контексте усиливающегося кризиса на внешних рынках. Даже если такие деньги где-нибудь можно было бы найти, то все равно не имело бы смысла их тратить на инфраструктуру, для последующего обслуживания которой все равно нет денег, потому что нет экономики, которая в состоянии заработать такой объем средств. Это глобальный тупик».
Соответственно, возникает вопрос что делать и ответ на него у абхазского общества один: «Эти деньги должна дать Россия. А чего? Долги всем странам списывает, осетинам все строит бесплатно, даже газопровод провела. Москве же нужна база чтобы противостоять НАТО, вот пусть платит».
Причем российские аргументы о необходимости улучшения бизнес-климата, привлечения инвесторов, строительства собственной экономики, ради чего надо разрешить продажу недвижимости, усилить государство, создать работающие законы и даже (самое страшное!) начать платить деньги за коммунальные услуги не принимаются т.к. это не соответствует типу государства, который хотят построить и принципам абхазского этнического проекта.
Также соответственно, для России очень скоро это выльется в очередную дилемму: Надо будет не просто повседневным образом содержать паразитирующее на российском бюджете абхазское государство, но и заново строить его разрушившуюся инфраструктуру. При высокой цене на нефть ответ был бы ясен – «Конечно, построим!» Сейчас же ситуация иная: денег нет и долгое время не будет.
В принципе, основных вариантов развития здесь два: 1. С учетом того, что Абхазия мала и десяток миллиардов на создание инфраструктуры с нуля для российского бюджета выглядят не так критически, то Москва в будущем согласится на их выделение. Введет новый Платон, поднимет налоги для своего населения, поднимет цены, заморозит накопительную часть пенсий еще на несколько лет – главное, чтобы абхазы сохраняли возможность не платить за свет и ничего не делать. и 2) Денег не выделят и тогда Абхазию ждет еще большая деградация, политические кризисы и иные «веселые» вещи, которые рано или поздно приведут ее к необходимости подторговывания своей независимостью, т.е. к предложению Москве или Тбилиси формально войти в их состав с сохранением всех нынешних устоев и отказом вмешиваться в дела абхазов, но со взятием республики на шикарное довольствие», -отмечает российский эксперт.