Президент Грузии Георгий Маргвелашвили признает, что последствия войны 2008 года были определены ошибками, допущенными прежними властями страны, но подчеркивает, что эти ошибки не дают легитимации «оккупации» грузинских территорий. Об этом Маргвелашвили заявил 24 октября на встрече в фонде Сасакава, которая прошла в рамках официального визита президента Грузии в Токио.
«Если мы говорим о войне и мире, давайте начнем с одной из самых проблемных тем. Естественно, возможно, были какие-то ошибки, связанные с прежним президентом или правительством, и это всегда происходит во время войны, всегда есть такие трудности. Но, позвольте, выделить простую истину, которая состоит в том, что это территории Грузии. Грузия не может объявить войну России на собственной территории. Это против простой логики — другому государству войну на собственной территории не объявишь. Так что, возможно, и были допущены ошибки, но эти ошибки не дают легитимации оккупации наших территорий!» — подчеркнул президент Грузии. По его словам, ошибки во время любой войны допускают все стороны, но эти местные, маленькие ошибки не должны становиться причиной «оккупации и аннексии» другой страны.
Отвечая на вопрос об интеграции в ЕС и НАТО, президент подчеркнул, что эти устремления Грузии не направлены против кого бы то ни было,и перспективу вступления в НАТО Грузия не рассматривает как средство разрешения стоящих перед страной проблем. «Грузия решит проблемы в заявленном мирном формате, не военным путем, а вовлечением проживающего на оккупированных территориях населения в протекающие в Грузии позитивные процессы», — пояснил Маргвелашвили.
Что касается вступления в НАТО при наличии территориальных проблем, президент Грузии привел в пример Германию, у которой была эта проблема. «Возьмем историю НАТО и увидим, что организация не ставит требования, чтобы у страны были решены территориальные проблемы. Могу привести в пример Германию. Это был один народ, но два государства, одно из которых было членом НАТО. Так что НАТО мы рассматриваем не как противоречивый, а как позитивный процесс, который развился в Европе. Я вырос в Советском Союзе, где говорили, что НАТО наш главный враг и нет никаких путей стать его партнерами. В течение последних 25 лет мы увидели, что Европа растет, НАТО растет, границы Евросоюза и НАТО все больше приближаются к России, и вместе с тем у России самые мирные границы — с ЕС и НАТО. У России нет никаких трудностей, и они чувствуют себя хорошо, когда едут в путешествие по Европе, ведут с ней торговлю, поддерживают культурные отношения или переезжают на жительство», — заявил Маргвелашвили.
По его словам, у россиян очень дружественные отношения с европейцами, а отношения между Россией и странами НАТО — очень мирные и партнерские, но в связи с устремлениями Грузии, Украины и других постсоветских стран эти отношения вдруг стали острыми и проблемными, и причиной такого обострения, по мнению президента Грузии, является теория зоны привилегированных интересов, согласно которой Россия считает, что имеет специальные права, интересы и возможности в отношении своих соседей. «Это главная проблема — проблема отношения к соседям», — констатировал Маргвелашвили.