Фактический президент Абхазии Сергей Багапш вновь заговорил о возвращении на абхазскую территорию потомков выселенных во время русско-кавказской войны абхазов-мухаджиров. На этот раз он упомянул тяжелое демографическое положение в «республике» и назвал возвращение мухаджиров выходом из тупика. Но в то же время Багапш считает, что для репатриантов необходимо создавать соответствующие условия – прежде всего, рабочие места.
Информацию о тяжелом демографическом положении в Абхазии и инициативе Багапша распространило агентство «Пирвели». По информации того же агентства, в апреле фактический президент собирается посетить Турцию и обсудить там вопрос о восстановлении прямого морского сообщения.
По неофициальным данным, в Абхазии сегодня проживают 65-68 тысяч абхазов и приблизительно такое же количество грузин. Что касается армян, их количество колеблется от 80 до 90 тысяч. В результате проведенного в Абхазии социологического исследования установлено, что через 25-26 лет количество абхазов будет равно одной трети от всего населения.
Пару недель назад пространную статью о предстоящем визите Багапша опубликовала турецкая газета «Радикал». По информации газеты, основной целью визита Багапша являются открытие торговых путей и установление прямого воздушного сообщения с Турцией.
В этой же статье речь шла о тяжелом демографическом положении в Абхазии. По информации «Радикала», в Абхазии считают, что для урегулирования проблемы малочисленности этнических абхазов будет достаточно переселить из Турции 50 тысяч потомков абхазских мухаджиров. По утверждению газеты, сейчас в Абхазии проживает около четырехсот приехавших из Турции этнических абхазов. Они получили «гражданство» и даже имеют в местном парламенте своего представителя – Раджи Авидзбу.
Фактический президент Абхазии уже несколько раз ездил в Турцию и Переднюю Азию для встреч с представителями диаспоры мухаджиров. Более того, Багапш имел довольно серьезный разговор с потомками мухаджиров о возможностях инвестиций в экономику Абхазии.
В Переднюю Азию и Турцию часто ездил и Владислав Ардзинба. Правда, активных разговоров о переселении потомков мухаджиров тогда не заводили, но такое желание было. Небольшая часть мухаджиров приехала в Абхазию еще до начала вооруженного грузинско-абхазского конфликта. А следующий поток потянулся в Сухуми после войны – для ознакомления с ситуацией.
Потомки мухаджиров владеют в Турции и в Передней Азии довольно крупными капиталами и занимают довольно высокое место в социальной иерархии. Например, при прошлом короле Иордании командный состав его гвардии и личная охрана короля состояли из абхазов и черкесов.
Эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе говорит, что переселение мухаджиров на территорию Абхазии входит в интересы не только фактических властей, но и некоторых спецслужб.
«Несколько лет назад я лично встречался с одним мухаджиром, который жил в Агудзере. Он сказал мне, что многие из приехавших очень скоро уехали назад. Причина – общая ситуация в Абхазии. По моим данным, сегодня в Абхазии живут 50-60 потомков мухаджиров. Кроме того, я знаю, что в парламентских выборах в Абхазии принимали участие два потомка мухаджиров – один из Турции, другой из Иордании. Проект их возвращения существует давно, просто нет средств на его реализацию – им не могут создать социальных условий. Положение в Абхазии, как-никак, нестабильное.
Кроме того, среди мухаджиров работают спецслужбы какой-то страны. Естественно, спецслужбам исламских стран нельзя забывать о том, что их эмиссары должны селиться на определенных территориях. Исламский мир не оставит в покое Северный Кавказ. А рядом с Северным Кавказом – Сухуми, поэтому они не упустят легальной возможности создать там свой узел», — считает Мамука Арешидзе.
В свою очередь, появление откровенных разговоров о переселении мухаджиров вызвало раздражение у проживающих в Абхазии армян – этнические армяне посоветовали «президенту» учесть проблемы армяно-турецких отношений.
Для эксперта Мамуки Арешидзе это раздражение не было неожиданностью. По его словам, для местных армян возникновение в Абхазии какого-то бы ни было мусульманского образования – будь то организация или поселение – представляет серьезную опасность.
«Это не антигрузинские высказывания, это говорится против этноса, доминирующего сегодня в Абхазии. Переселение туда мухаджиров – пусть всего только пяти тысяч человек – означает переселение в регион 5 тысяч мусульман. Это вызывает раздражение армян. Абхазы-мусульмане армянской диаспоре не опасны: во-первых, их мало, во-вторых, особенным радикализмом они не отличаются. Но если там появятся потомки сирийских мухаджиров – это будет очень плохо для этнических армян», — отметил Арешидзе.