Если бы не экстраординарность Саакашвили, о Валерии Хабурдзания едва ли кто-нибудь вспомнил. В своем пятичасовом монологе на заседании временной парламентской комиссии по изучению августовских событий Саакашвили почему-то вспомнил об этом бывшем министре государственной безопасности, который вошел в историю тем, что без колебания предал Шеварднадзе. Сразу же после «революции роз» из уходящего поезда старой власти он со своим креслом ловко пересел в прибывавший поезд Саакашвили и до середины февраля 2004 года сохранял пост министра безопасности.
Короче говоря, Саакашвили поведал народу, что, оказывается, хозяином Хабурдзания был тогдашний президент Российской Федерации Владимир Путин, который даже ходатайствовал перед президентом Грузии о том, чтобы тот оставил его «друга» на должности министра безопасности. Но Саакашвили снял протеже Путина и перебросил его на пост заместителя генерального прокурора, т. е. удалил его от дружественной Путину власти.
В январе 2002 года Хабурдзания впервые гостил в Москве в ранге министра. Формально во время этой поездки он должен был подтвердить, что в Панкисском ущелье нет чеченских боевиков. Однако не прошло и месяца, как на одном из заседаний правительства министр госбезопасности заявил, что в том самом Панкисском ущелье арабские и иорданские террористы формировали отряды для борьбы против России. Этим он на фронте пропаганды оказал большую помощь России. Через несколько дней, Хабурдзания высказал подозрение, что убийство Саджая – дело рук определенных сил в России, но не спецслужб этой страны. Эта странная версия не стала причиной скандала. Было понятно, что Хабурдзания создавал некий баланс.
В конце мая 2002 года он преподнес России еще один подарок, заявив, что в Панкисском ущелье, помимо 100 арабов, находятся еще 900 чеченских боевиков, которые через месяц намерены пробраться в Чечню.
Третий раз Хабурдзания побывал в Москве в октябре 2002 года, а оттуда вернулся вместе с заместителем шефа службы безопасности России Проничевым, чтобы тот ознакомился с грузинской действительностью. После этого прошел почти год, и министр государственной безопасности Грузии снова отправился в Москву, где помимо российских коллег, встречался с представителями «Газпрома». Хабурдзания, вроде бы, должен был заниматься выполнением своих непосредственных обязанностей, тем более, приближалось 2 ноября и ожидались провокации, которые, как показал ход событий, переросли в государственный переворот, получивший название «революции роз».
2 ноября Хабурдзания провел брифинг, на котором с тревогой сообщил общественности, что вблизи Тбилиси найден склад оружия и существует опасность покушения на Шеварднадзе, а также взрывов в местах скопления людей. Он утверждал, что за всем этим стоят бывшие военнослужащие. После этого Хабурдзания даже словом не обмолвился об опасности, угрожающей Шеварднадзе, и о тайнике с оружием.
Понятно, что и расследованием этого дела никто не занялся. Создалось впечатление, что этот ход он использовал для успокоения Шеварднадзе, мол, я с тобой.
Уже на второй день после «революции роз» Хабурдзания вновь заявил о существовании связанных с определенными политическими силами вооруженных формирований, в отношении которых собирался принять строжайшие меры. На этот раз очередная сказка была предназначена для новой власти. Перебравшийся к Саакашвили Хабурдзания, в январе 2004 года снова отправился в Москву, на этот раз вместе с Ираклием Окруашвили. Это была его последняя поездка в ранге министра. 4 февраля Саакашвили сам побывал в Москве, где, видимо, состоялся его разговор с Путиным, касавшийся министра государственной безопасности Грузии.
В этой короткой истории главное – вовсе не частые вояжи Хабурдзания в Москву, а их открытость. Саакашвили, как его хозяин, хорошо знал, чьим другом он был. Но, если бы не Хабурдзания, сегодня Саакашвили не был бы президентом. Преданный стране и эффективный министр государственной безопасности не допустил бы в Грузии ни разгула управляемых спецслужбами чужой страны политических партий, ни организованных этими партиями провокаций и саботажа, ни превращения средств массовой информации в машину грязной пропаганды и, соответственно, того спектакля, который нарекли «революцией роз». Если Хабурдзания – друг Путина и, к тому же, такой, что тот так заботится о нем, тогда выходит, что содействие «революции роз» входило в планы России, а предоставление президентского кресла Саакашвили отвечало интересам Путина. Такова логика. Друг России – Хабурдзания – непосредственно участвовал в государственном перевороте 2003 года, и он считается одним из творцов «революции роз».
Что касается снятия Хабурдзания с занимаемой должности, тут ничего алогичного нет. Предатели никому не нужны. Саакашвили убрал также Давида Тевзадзе (бывшего министра обороны), Вано Зоделава (мэра города Тбилиси), Авто Джорбенадзе (государственного министра) и других. Сегодня понадобилось вспомнить Хабурдзания, завтра настанет черед другой персоны. Саакашвили не может наказать самого себя, поэтому ему нужно на кого-нибудь свалить ответственность за августовские события. Он будет выискивать врагов везде, даже в своем окружении – «революция роз» пожирает своих творцов.