Махаджирство, депортация и потерянный народ

После второй мировой войны в грузинском обществе 50-ых годов необычное оживление- часть наших историков один за другим публикует статьи о том, как угнетают жуткие турецкие завоеватели в Турции живущих на своей же земле гурджев и лазов. Пропаганда достигает пика. Возникает вопрос –готовится отделение от Турции исторически грузинских земель или идет очередное показушное «советское словоблудие?» К горячим дебатам присоединяются турецкие научные деятели, а политическая обстановка принимает характер международного скандала. В конце концов, после вмешательства западных государств напряжение спало. Итогом всех этих советско-политических игр и перипетий стало то, что живущие на приграничных территориях с Советским Союзом и Турцией народы грузинского племени разбросали по всей центральной территории Турции.

Цинизм всего этого исторического прения был в том, что вся та же советско -патриотическая часть передовой грузинской общественности безропотно встретила выселение с территории Грузии в советскую среднюю Азию тех же гурджев и лазов. Видимо, и нам не чуждо выборочно и по политической конъюнктуре поднимать «патриотическую шумиху».

Теперь о краткой, но трагической истории прошлого.

1. Первое махаджирство. После покорения Ахалцихе российскими имперскими войсками в 1828 году, был упразднен Ахалцихский паша, за которым следовала ссылка в Турцию солидной части грузинского мусульманского населения- 10000 семей. «Высвобожденные» земли заселили христианами армянами (на ахалцихском армянском кладбище покоится прах армянского епископа, предводителя народа, переселенного в Россию, а не в Грузию,). Российская империя, планы которой в Самцхе-Джавахети проводил генерал Паскевич, в 1830 году переселила из Турции до 30 тысяч армян, поселенных в Квемо Картли, а Самцхе- Джавахети и Квемо-Картли заселили греками.

2. Второе махаджырство. Из истории хорошо известно, к каким жестоким мерам прибегала Россия за весь период завоевания Кавказа (с начала XIX века по 60-е годы того же века) к живущим здесь народам. Высылка населения черноморского побережья, так же как и горских народов Кавказа, из территории российской империи было началом неслыханного уничтожения малых этносов. По завершению завоевательных войн на востоке и западе Кавказа настал черед южного Кавказа. После Лыхненского восстания против России 1864 года российская имперская власть подготовила «основу» переселения абхазов и в 1867 году первая волна абхазских махаджиров направилась в Турцию ( цинизм истории в том, что Лыхны еще раз, уже в конце 80-ых годов XX века, появился в грузино-абхазских взаимоотношениях как место начала последнего антигрузинского «профанировано- исторического» движения). Жертвами первого махаджирства стали Дальское ущелье и Цебельда, откуда выселили до 15 тысяч абхазов мусульманского вероисповедания.

3. Третье махаджирство. Во время российско-турецкой войны 1877-1878 годов абхазы попытались взять реванш, но вновь потерпели поражение (естественно, вместе с турецкими военными соединениями) и следственно, в Турцию направилась значительная их часть. В отличии от первого (второго с исторических территории Грузии) махаджирства , на этот раз в рядах переселенцев оказались и грузины. Результатом такой политики оказалось то, что по данным 1888 года в Сухумском округе проживали всего 32 000 абхазов (Этнологическая классификация КАВКАЗСКИХ НАРОДОВ, Приложение к Кавказскому Календарю, 1888).

4. Четвертое махаджирство. Высылка из Аджарии населения Кобулети произошло во время военных действий на русско — турецком фронте в первую мировую войну. Очередной высылкой грузинских мусульман с собственных домов командовал генерал Брюсилов, «героический русский военачальник» первой мировой войны.

5. Первая «советская» депортация. С 15 ноября 1944 года началась депортация последователей ислама Самцхе-Джававхети, завершившаяся в январе 1945 года. Среди депортированных были грузинские мусульмане, на этот раз составляющие большинство переселенных. После частичной реабилитации ( 1956 года) им было запрещено возвращение в Грузию.

6. Вторая «советская» депортация. В1949 году из Абхазии были выселены лазы. Они в основном проживали в селах Сухумского и Очамчирского районов. После реабилитации основная их часть переехала на жительство в Турцию. Вообще грузинская общественность мало что знает об этих народах грузинского племени. Мало кому известно (кроме самих лазов и приближенной к ним части нашего общества), что они получали образование на двух языках –начальное на лазском, затем на русском языке. Большая часть этих людей изучило грузинский язык позже. Но, как уже было сказано, их жизнь и деятельность в Абхазии (в том числе воспитание и образование детей) закончилась в 1949 году.

За первой и второй «советской» депортацией фактически последовало «советское» махаджирство грузинского субэтноса и субэтнической группы – часть их (большая- лазов, меньшая- месхов) переселилась в Турцию.

Сначала на Кавказе четко проявилась » стабилизирующая» роль российской империи, затем «великого Советского Союза», теперь же российской Федерации.

И сегодня, народы и народности Кавказа для политического и интеллектуального(или псевдоинтеллектуального) мышления подлежат лишь «этнологической классификации». По мнению подобного рода интеллектуалов в Грузии живут: собственно грузины, т.е. кахетины, карталинцы, грузинские горцы, имеретины, гурийцы, аджарцы, кобулетинцы(!)-мегрелы, лазы, сваны ( приложение того же календаря 1888 года).

Таким образом, господа, должно быть ясно предназначение карт, распространенных в последнее время в российских СМИ и на книжном рынке, в которых Грузия таким образом и представлена. Неприятие подобных явлений с учетом истории и политических интересов Грузии не должны вызывать сомнения.

Для имеющих ясное представление о России и направлении мышления ее полит и интеллект-элиты, в этой информации нет ничего нового. Речь идет лишь о той части грузинского общества, которая по сей день представляет Россию стратегическим партнером Грузии на Кавказе. Вся история Кавказа повествует о том, что Россия проводила свои имперские замыслы путем объявления живущих здесь народов » преступными народами», путем их выселения и уничтожения. К тому же, добивалась она этого лишь тогда , когда между кавказскими народами была распря, что продолжается и сегодня по причине их ( имеются в виду и грузины) политической недальновидности.

На сегодня только грузино-азербайджанские взаимоотношения удовлетворяют критерии доброго и делового сосуществования (во время публикации реестра зон риска на кавказском пространстве, ареал грузино-азербайджанского соприкосновения не входит ни в одну из высокого, среднего и низкого зон риска). Таким образом, несколько непонятны просачивающиеся временами в грузинском медиа-пространстве информации об якобы ожидаемом противостоянии в грузино-азербайджанских отношениях. Видимо, определенным кругам на руку подобное развитие событий.

Исходя из вышесказанного, не настало ли время грузинскому обществу (первым долгом, политическому) задуматься над тем, какие мы допустили ошибки вместо того, чтоб искать какие были допущены ошибки или как провинились во взаимоотношениях с нами другие народы и народности кавказского ареала. Стоит продумать и направить свою деятельность в будущем так, чтоб не повторить ошибки прошлого.

Отношения с исламским миром сложны и проблемные. Но у Грузии есть способность решить стоящие перед ней стратегические задачи- в решении этих задач нашему государству могут оказать неоценимую помощь грузинские исламские общества ( в какой бы они стране не проживали), которые реально существуют, их нужно увидеть и необходимо сделать шаг -пригласить для службы на благо грузинского государства.

Поделиться :