Грузия одерживает верх над Россией в битве за общественное мнение

Грузинские власти засчитывают себе очки в сражении за общественное мнение по мере того, как конфликт между Грузией и Россией вокруг сбитого самолета-разведчика разрастается, превращаясь в более широкую, почти философскую дискуссию о суверенитете наций.

20 апреля у побережья сепаратистской Абхазии был сбит грузинский беспилотный самолет-разведчик, после чего Грузия и Россия обменялись взаимными обвинениями в беспочвенных измышлениях и неблаговидных намерениях. По завершению состоявшегося 23 апреля закрытого заседания Совбеза ООН Грузия, похоже, одержала верх в битве за общественное мнение. После заседания, посвященного вопросу о сбитом самолете, четыре ведущих страны Запада распространили заявление, в котором подвергли критике последние действия России. В заявлении особо отмечалась озабоченность четырех стран постановлением, подписанным 16 апреля российским руководителем Владимиром Путиным, давшим зеленый свет расширению торговых и политических контактов между Россией и Абхазией. «Мы призываем Российскую Федерацию отменить либо не проводить в жизнь это решение», – говорится в заявлении США, Великобритании, Франции и Германии.

Российские власти, проигравшие раунд в Совбезе ООН, фактически заявили западным союзникам: Москва не отступится, даже не мечтайте. «Этого не будет», – заявил постпред России при ООН Виталий Чуркин в ответ на вышеупомянутое заявление.

Между тем грузинские чиновники намерены привлечь самое пристальное международное внимание к геополитической ситуации в Закавказье в целом, полагая, что это откроет Тбилиси двери к вступлению в Организацию Североатлантического договора. В последние дни грузинское руководство не перестает утверждать, что инцидент со сбитым самолетом-разведчиком являет собой наглядный пример агрессивного и экспансионистского поведения России. В конечном итоге Грузия надеется, что если ей удастся убедить Запад в неизбывной агрессивности России, то сопротивление Франции и Германии вступлению Грузии в НАТО будет если не сломлено, то по крайней мере поколеблено.

22 апреля в ходе своего выступления в вашингтонском Институте Центральной Азии и Кавказа (Central Asia-Caucasus Institute) Школы новейших международных исследований (School of Advanced International Studies) министр иностранных дел Грузии Давид Бакрадзе детально остановился на последних шагах России в Абхазии – так, как они выглядят с точки зрения Тбилиси. Поведение России «способствовало углублению процесса фактического контроля над грузинскими территориями», подчеркнул Бакрадзе. Глава грузинского внешнеполитического ведомства осудил постановление Путина от 16 апреля. Он отметил, что этот документ «является громадным шагом по направлению к практическому переходу этой территории в российское правовое поле».

Бакрадзе также выразил озабоченность в связи с прекращением Россией исполнения постановления стран СНГ от 1996 года об отказе от прямого взаимодействия с сепаратистским режимом Абхазии без согласия на то центрального правительства в Тбилиси. Выйдя в одностороннем порядке из этого соглашения, Россия «развязала себе руки для потенциального наращивания военного присутствия в Абхазии, что является крайне опасным явлением», – подчеркнул Бакрадзе.

По словам министра, действия России на Кавказе объясняются событиями вокруг НАТО и Косово. На состоявшемся в начале апреля саммите Североатлантического альянса в Бухаресте не сбылись надежды Грузии на получение Плана действий по членству в НАТО. Эксперты объяснили сопротивление Франции, Германии и других европейских стран идее предоставления Грузии кандидатского статуса активной наступательной кампанией со стороны России.

Дабы умиротворить грузинское руководство, НАТО приняло заявление, содержащее твердое заверение, что Грузия и Украина будут членами НАТО – правда, не уточняя когда. Североатлантический альянс также заявил, что вернется к рассмотрению вопроса о Плане действий по членству в НАТО в декабре. В своем вашингтонском выступлении Бакрадзе назвал этот документ «компромиссом между позицией сторонников и скептиков» по вопросу о членстве Грузии и Украины в НАТО. По словам Бакрадзе, проблема с принятым в Бухаресте заявлением состоит в том, что оно по меньшей мере до декабря «оставило Грузию в некой серой зоне». Это «внушает Грузии озабоченность», ведь «московские политики» полагают, что у них есть всего несколько месяцев на то, чтобы попытаться запугать европейские страны и вынудить их заблокировать заявку Грузии на ближайшую перспективу. «С этой точки зрения мы оказались в зоне повышенного риска. Я полагаю, одна из причин нарастания агрессивности [российской] политики состоит именно в возможности очернить Грузию и сделать неосуществимым принятие в декабре положительного решения о предоставлении ей Плана действий по членству в НАТО».

Кроме того, по мнению Бакрадзе, на поведение России в отношении Грузии серьезно повлияли обстоятельства, сложившиеся вокруг провозглашения независимости Косово. Так, например, «московские политики думают, что после Косово они получили некие моральные преимущества перед США и Евросоюзом из-за того, как было признано Косово». Москва теперь считает себя вправе поддерживать сепаратистов в грузинских регионах Абхазии и Южной Осетии.

На форуме в Институте Центральной Азии и Кавказа выступил еще один докладчик – заместитель помощника госсекретаря США по Кавказу и Юго-Восточной Европе Мэттью Брайза. Он назвал нынешний кризис «проверкой» для всех сторон, причастных к процессу мирного урегулирования в Абхазии. «Это проверка для международного сообщества, – отметил он. – Это проверка для моего правительства как одного из участников процесса урегулирования в Абхазии. Это проверка для меня лично как посредника со стороны США».

Американское правительство стремится «сделать все возможное, чтобы помочь Грузии восстановить свою территориальную целостность» и посредством «мирного процесса достичь компромиссного политического урегулирования в Абхазии и Южной Осетии», добавил Брайза.

Он выразил сожаление в связи с проводимой в последнее время Россией политикой, поскольку Москва, формально признавая суверенитет Тбилиси над этими двумя регионами, предпринимает действия, явно ставящие под сомнение эту позицию. «Когда предпринимаются шаги, явно идущие вразрез с декларируемой политикой – это крайне серьезно», – подчеркнул Брайза.

Нынешний процесс мирного урегулирования для Абхазии и Южной Осетии не работает, считает американский чиновник. Его участники увязли в частностях, будучи «не в состоянии подступиться к реальному обсуждению вопросов политического урегулирования». Например, международное сообщество так и не решило, каким образом перемещенные лица могут безопасно вернуться в свои дома, и как предотвратить незаконную продажу принадлежащей им собственности до их возвращения. В прошлом Брайза и другие американские должностные лица призывали грузинское правительство не пытаться изменить формат переговоров, но «сейчас мы походим к тому, что данный процесс, похоже, буксует на месте. И даже движется вспять. Так что нам нужно вдохнуть в этот процесс новую жизнь».

//© Eurasianet //

Поделиться :