Власти Грузии часто заявляют, что на оккупированных территориях у России находится 10 тысяч солдат. О количестве их вооружения и техники официальная информация еще более общая и противоречивая. Однако явно одно: Россия после августовской войны не сократила, а напротив, увеличила военное присутствие на оккупированной территории Грузии, ускорила военное обустройство и не ограничивает себя никаким международным договором.
Тбилиси, наверное, единственный город на всем земном шаре, который отделяет от оккупированной территории и оккупационных войск 35 километров. Именно на таком расстоянии находится Тбилиси от Ахалгорского, бывшего Ленингорского района, куда 26 августа минувшего года вошли части российской армии, упразднили грузинский строй и территорию из более 50 сел объявили принадлежностью независимого южноосетинского государства. Никому точно не известно, сколько российских военных, и какой вид боевой техники мобилизованы в настоящее время в Ахалгори, но в парадигме опасностей это ничего не меняет. По словам военного эксперта Ираклия Аладашвили столица Грузии по нынешней диспозиции легко доступна не только для российской военной авиации, но и артиллерии.
«Иными словами, это означает, что опасность исходит даже от дальнобойной артиллерии. Т.е. те «Ураганы», 7 «Ураганов», которые зафиксированы и обстреливали 10, 11 и 12 августа грузинские села и, между прочим, обстреливали кассетными боеголовками, они могут с Ахалгорского района достать столицу Грузии, поскольку могут стрелять на 37 километров. Это реальная опасность», — констатирует эксперт.
Опасность возрастает с учетом того плана Москвы, о котором пока лишь намеком говорят разные военные высокопоставленные чины российского Генерального штаба. Дело касается строительства нового аэродрома вблизи от Цхинвали. Это означает, что для российской военной авиации, которой в общем-то несложно было маневрировать и из-за кавказского хребта на территории Грузии, будет более облегчено оперативно- тактическое действие.
«И сепаратисты, и русские заявляют, что на территории сгоревших грузинских сел Большой Лиахвы — Тамарашени и Кехви они хотят устроить аэродром длиной примерно 3200 метров. Во — первых, это бесчеловечно, делать аэродром на могилах грузин» – сказал Ираклий Аладашвили и добавил: » но, если это все-таки произойдет, это значит, что на аэродроме будут принимать не только военную, но и гражданскую авиацию».
Пока же Россия уже полностью восстановила Бомборский военный аэродром в Гудаутах и именно там стала размещать управление новой базы и основную инфраструктуру. Россия в 2001 году, согласно Стамбульского соглашения ОБСЕ, объявила закрытой размещенную в Гудаута десантно – штурмовую базу. Грузинские власти и тогда сомневались в правде России, однако теперь сама Россия не скрывает свои военные планы в отношении Абхазии и Южной Осетии. Тогда, когда Вашингтон доказывает России, что не будет поставлять оружие Грузии, российский премьер- министр Владимир Путин 12 августа заявил в Сухуми, что для безопасности региона намеревается выделить 500 миллионов долларов. А эти средства в основном пойдут на размещение и оснащение двух российских военных бригад в Южной Осетии и Абхазии- говорит в российском издании «Еженедельный журнал» военный обозреватель Александр Гольц.
» IV военная база будет размещена в Абхазии, и VII военная база — в Южной Осетии. И помимо этого, как я понимаю, предусмотрено выделение определенных средств для обустройства т.н. границ Абхазии и Южной Осетии с Грузией», — пишет Гольц.
В эти базы сольются и те российские военные подразделения, которые до войны в августе 2008 года носили голубые каски и назывались «миротворцами». Однако, как говорит Александр Гольц, руководители российского военного ведомства часто путают, сколько все же военнослужащих будет на каждой из этих баз.
«На самом деле, по сегодняшний день официальные лица России путаются в количестве. Сначала, в отношении Южной Осетии было заявлено о 3 тысячах военнослужащих. Затем начальник Генштаба Николай Макаров заявил, что, может быть, разместят меньше, скажем, 1500- 2 000 солдат. Думаю, 1 500- 2 000 человек- это немного. Это бригада и для создания инфраструктуры не понадобятся особо крупные затраты».
Когда обе российские военные базы до конца войдут в строй, у России в самопровозглашенной Абхазии и Южной Осетии будет примерно 7 000 военнослужащих. Две бригады, по штатным расчетам, требуют танковый батальон, артиллерийский дивизион и также авиационный компонент, для которого Россия использует аэродром в Гудауте, и вертолетную полосу, находящуюся в Южной Осетии, в Джава. У Грузии есть штурмовая авиация, но нет истребителей.
В свое время, три года назад, правительство Грузии отказалось закупить от одной из среднеазиатской республики самолеты истребители типа МИГ-29. Тогда этот проект был сорван. Теперь, из-за страха попасть под давление с российской стороны истребителей Грузии не продаст никто — говорит Ираклий Аладашвили. В сложившейся обстановке Грузия остается лишь надеяться на помощь Запада. Помощь пока всего лишь дипломатическая, что не менее эффективно, чем военная: благодаря дипломатической помощи, Грузия избежала возможного повторения агрессии в июне- июле текущего года, о вероятности которой сообщали независимых экспертов и аналитических центров. Дополнительной гарантией защиты безопасности может быть контроль территории и воздушного пространства Грузии радарами американской космической разведки, это уберегло бы Грузию от многих хлопот, начнись она годом ранее.