Для нас пока еще большая, несбыточная мечта, как приехать в Абхазию, так и наблюдать за процессами, протекающими в тамошнем обществе. Директор научно-исследовательского центра грузино-абхазских отношений тбилисского государственного университета имени Иване Джавахишвили, Зураб Шенгелия недавно побывал в оставшейся за рекой Ингури Грузии, и, как сам он говорит, вернулся с довольно обнадеживающими впечатлениями.
-До того, как затронуть этот конкретный визит, скажите, пожалуйста, несколько слов о том, как начались отношения вашего института и ваших абхазских коллег?
-Наш институт мы основали вместе с абхазами в 1999 году, и в течение этого времени не прерывали отношений друг с другом. Именно по нашей инициативе начало вещать на абхазском языке радио «Хаара», которое выходило в эфир в течение 7 лет, и это было первым прецедентом, когда кто-то говорил с ними на абхазском языке за пределами Абхазии. Появился слушатель, и отсюда и начались наши отношения. За эти 10 лет мы осуществили до 50 общих проектов. Привезли абхазских детей в лыжную школу в Бакуриани, а отсюда детей-беженцев отвезли в Сухуми. Подготовили более 50 абхазских и грузино-абхазоязычных изданий. Вместе с абхазами создали первый грузино-абхазский разговорник. Эти отношения обусловили то, что у нас в Абхазии появились не только слушатели, но и гостеприимные близкие.
-Почему радио прекратило вещание на абхазском языке?
-Из-за финансирования, да и технических средств тоже не было по причине какого-то недоразумения. Если будет содействие, мы готовы сегодня же приступить к вещанию. Информационный выпуск на абхазском языке на «Общественном вещателе» делается именно на нашей базе. И президент несколько раз выразил сожаление по поводу прекращения вещания абхазоязычного радио.
-У президента есть резервный фонд, и если он выражает сожаление по данному вопросу, то может профинансировать этот проект?
-Я знаю, что все, кто узнал о том, что мы уже не вещаем на абхазском языке, возмущены.
-Я тоже присоединяюсь к ним. Батоно Зураб, какое на этот раз впечатление оставили абхазы и Абхазия на вас?
-После 2008 года ситуация довольно осложнилась, поскольку после входа России, в Абхазии установился другой режим. Я удивляюсь даже тому, как мои абхазские друзья смогли забрать меня туда.
-По какому паспорту вы въезжаете в Абхазию?
-На своей машине добрался до Ингури, а затем оставил машину на нашей стороне, и пешком перешел ингурский мост. На другой стороне меня встретили мои абхазские коллеги, и отвезли на машине. Раньше, до 2008 года, мне выдавали пропуск, и я пересекал мост по нему. В этот раз мне он не понадобился, и даже не знаю, по какой процедуре меня перевезли. Могу сравнить, каким было сухумское общество до войны, и что стало после войны. Первое, что можно четко сказать, это то, что общество стало думать, т.е. стало заметно активней. Постоянно обсуждают свое будущее, и существующее ныне положение подсознательно сравнивают с тем, что было раньше. Например, если происходит противостояние с русскими, и это, видимо, происходит очень часто, тут же вспоминают период совместного проживания с грузинами, и говорят, что не припоминают, чтобы грузин изнасиловал абхазку, или бил абхазского ребенка. Это хорошо, так как они подсознательно чувствуют, что наше этнокультурное пространство было близко друг к другу. Следующий любопытный момент в том, что политическая жизнь оживилась, появилось больше свободного мнения. Если раньше практически было невозможно неуважительно упомянуть президента, или власти, теперь это происходит очень часто. Кафе превратились в место сбора, в некотором смысле политическим клубом, где спорят и обсуждают. Интересно, что они выставляют претензию своей власти в том, что Багапш не ищет возможности отношений с грузинами. И это тогда, когда даже их герой, Ардзинба, сам предложил Шеварднадзе конфедерацию, и получил отказ. Говорят, он чувствовал, что с грузинами должны быть какие-то отношения. Как мне сказали, Ардзинба наказал абхазам, наладить отношения с грузинами.
-Даже если это не так, все же, наверное, хорошо, что создаются мифы о необходимости сосуществования с грузинами.
-Это один из аргументов для них, что их власти не годятся. Кроме того, у них есть претензии к своим властям и в отношении России. Россия таким образом сформировала свой подход: если у вас, российских граждан абхазской национальности, есть право купить земли в России, вложить деньги и начать бизнес, почему не даете нам те же права. А этого абхазы крайне страшатся. Другой серьезной проблемой в отношении с Россией является то, что в связи с сочинской олимпиадой в Абхазию хотят заселить 50 000 рабочих, и они, возможно, будут обслуживающим сочинскую олимпиаду персоналом. И этого тоже очень страшатся. Третья проблема -экологическая: если где-то начнется добыча нефти, а где-то построят военную базу, то у туристического потенциала в Абхазии, на их взгляд, не будет перспективы.
-В минувшие годы они хвалились количеством туристов, каково с этой точки зрения положение в нынешнем году?
-Море начинается из Очамчиры, но там туристов нет. Даже в Гаграх, где лучше всего развита туристическая инфраструктура, в текущем году было всего лишь 70% от представляемого нами количества туристов. Очень много однодневных экскурсий. В Сочи стоят автобусы с трафаретом: «Экскурсия на озеро Рица», «Экскурсия на Афонскую гору» и т.д. Так, что туристическая инфраструктура рассчитана не небогатых туристов. Для того, чтобы у вас создалось представление, скажу более конкретно: как я уже говорил, в Гаграх более всего развита туристическая инфраструктура, и это означает, что у кого-то в своем гараже стоят два стола, и обслуживает туриста, или во дворе натянут тент, и под ним стоят несколько столов. Вместе с тем, я в Сухуми, например, видел два новых ресторана. Достаточно высокого класса, с хорошим обслуживанием и хорошим меню, однако, хозяин ресторана пожаловался, что нет посетителей. Так что, они сами догадываются, что их туристическая инфраструктура не ориентирована на богатых русских, и это их беспокоит, так как не видят перспективы развития своей страны, и своего города. Не говоря о том, что они переживают по поводу того, что их этнокультурное пространство попало в чужую среду. На сухумских пляжах в основном русские военные со своими семьями. Лично я не видел на сухумском пляже гражданских туристов. Между прочим, на пляже есть маленькие кафетерии, где продаются вода, кофе, чебуреки, и это бизнес местных, но я заметил, что эти местные сдают кафетерии в аренду. Говорят, «феесбешникам», которые сами наблюдают за тем, что происходит на пляжах. Вдобавок ко всему, и экологическая проблема, которая вызвана вывозом стройматериалов в Сочи, и легко представить, в каком положении оказалось абхазское общество, однако они уже об этом могут громко говорить.
-Не поздно ли? Россия обосновала там такую базу, что вывести ее оттуда будет сложнее, чем было до 2008 года.
-Не будет сложнее. На улице уже даже грузинский разговор слышен. Раньше по-грузински невозможно было говорить, создавалось неудобное положение.
-Абхазы разговаривают по-грузински, или грузины?
-И абхазы, и грузины. Между тем, раньше грузины шепотом говорили по-грузински. Одним словом, абхазское общество стало свободнее. В 2008 году, безусловно, произошло очень плохое событие, однако в том обществе появились новые импульсы. Не могу сказать, что это против нас, но и того не скажу, что это в пользу нас. Однако факт, что когда сравнивают сосуществование абхазов и грузин с сосуществованием абхазов и русских, отмечают, что жизнь с грузинами была лучше. У них очень большой интерес к нам.
-И чем утоляют этот интерес?
-Тарелкой [спутниковой антенной].
-А сколько людей их имеет?
-В городах они есть, а потом информация расходится по принципу испорченного телефона. Меня спрашивали, на самом ли деле в Анаклия построена пятизвездочная гостиница. Батуми на самом деле такой развитый? Т.е. интерес большой. Между прочим, и к той концепции, которую разработало министерство Якобашвили (Министерство реинтеграции). Много об этом говорили со мной. Я объяснял, что знал. Отношение было предельно положительное, только говорили, что это утопия, и помехой считали своих властей.
— Как понять, они хотят отношений с грузинским обществом, или с грузинскими властями? Т.е. им наши власти нравятся, или народ?
-О том, что значит государство, мы начали думать последние 3-4 года, до того мы представления об этом не имели, и полагали, что «Боржоми» и мандарин нас проведет через брод. Сегодня абхазы как раз в таком положении. Они полагают, что воевали, и получи результат- независимость, но не до конца осмыслили, что это за результат. К тому же видят, что это не много им принесло радости. Они видят, что победили более многочисленных и сильных грузин, но эти побежденные, оказывается, все равно развиваются. Т.е., эйфории победы уже нет. Многое они преувеличивают, только в нашу пользу. Больше говорят хорошего о нас, чем на самом деле есть. Ходят легенды о дорогах Тбилиси, о том, что не стоит автоинспекция. Они очень нашими властями интересуются, несмотря на то, что чувствуется влияние российской пропаганды, однако во время обсуждения сами попадают в противоречие. Одним словом, общество там стало думать, и если путь развития демократия, то в Абхазии уже намечаются зачатки демократии, иначе говорить о том, что там есть гражданское общество, излишне.
-Оно не сформировано у нас, а там бы кто им сформировал, никого, кроме русского солдата последние 20 лет они не видали?
-Они поняли и то, что международные организации выполняли не самую лучшую роль в
развитие гражданского сектора в Абхазии. Говорят, что на них делали деньги. Наши СМИ передавали, будто арестовали дочь Ардзинба. Если это действительно так, за этим последует крайне серьезное политическое противостояние, поскольку для них Ардзинба является неприкасаемым идолом. Все мерят Ардзинбой. Особенно, когда выражают недовольство в отношении своих нынешних властей.
Год назад такого отношения не было. Год назад говорили, что если Ардзинба добыл независимость, то Багапш смог достичь признания, но сегодня Багапшу это за плюс не считается. Я встречался также со многими отчаявшимися людьми. Люди стали свободно мыслить, и это должно дать определенные результаты. Не думаю, чтобы с той ситуацией, которая там сложилась сейчас, абхазское общество свыклось.
-Как я понимаю, выход такой: будем надеяться, что находящиеся там российские граждане будут вести себя крайне плохо, а наши Батуми и Анаклия не останутся мифом, и когда увидят вблизи, окажутся такими, как они ожидали?
-У них очень большие проблемы в медицинском обслуживании, никуда не годится система образования. Россия запретила вывоз абхазской продукции до 15 сентября, и абхазы боятся, что этот запрет продлится до ноября.
-Это отличная возможность для нас. Не пробовали поговорить с правительством Грузии, воспользоваться этим, и самим закупить абхазскую продукцию, которую блокирует Россия?
-Между прочим, надо отметить, что они согласны принять гражданство Грузии. К тому же, говорят, что с русскими сами урегулируют дела. Есть 100 тонн чая, и они готовы, привезти туда, куда укажем. Хоть в Зугдиди, Хоть в Поти. Показывали грузинские паспорта. Говоря откровенно, в этот раз я вернулся из Абхазии в значительной мере обнадеженный, чем раньше. Они оживились в более быстрых темпах, чем я думал.
-Как в нынешнем году они отметили 26 августа, день «признания»?
-Ко второй годовщине признания они готовились помпезно, но из Москвы никто туда не приехал, и из республик Северного Кавказа тоже. Их приветствовали только «посол» России, и помощник губернатора Краснодара, чиновник незначительного ранга. Им передали в подарок 6 новых автомашин автоинспекции. Всего это и было. Был запланирован концерт хора кубанских казаков, но концерт был сорван, пошел проливной дождь. А в центре Сухуми должны были провести дискотеку, она должна была начаться вечером, но до начала отключился свет, и его не было три часа. Одним словом, этот август не получился, и это тоже было воспринято символично. Там я познакомился с интересным человеком, который рассказал, что произошла оказия, когда туда в прошлом году приехал Медведев. Оказывается, Багапш отвел его на «брехаловку», у сухумского порта. А по дороге им встретился пьяный прохожий, полусумасшедший человек, который окликнул Медведева словами: «Ей, Ваня, привет». Медведев повернулся, и сказал: «Я не Ваня, я Дмитрий Анатольевич». Того пьяного, разумеется, задержали, но через три дня отпустили, так как он был не в уме. Но инцидент не был этим исчерпан. Когда сели на стоявшие там пластмассовые стулья, стул Багапша сломался и перевернулся.