Сегодня вице-спикер парламента Пата Давитая, председатель политической партии «Мы сами» провел брифинг и обратился к Патриарху России с просьбой включится в процесс, происходящий на территории Абхазии. Дело касается распространенной информации о том, что на территории де –факто Абхазии идут реставрационные работы в грузинских церквях, который осуществляется с помощью русского бизнесмена. Грузинская сторона тревожится о том, что цель этой реставрации — стереть грузинский культурный след.
Вице-спикер парламента Пата Давитая обратился к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с письменной просьбой, поинтересоваться судьбой грузинских церквей на территории де-факто Абхазии. Пата Давитая просит Патриарха России остановить в Абхазии процесс т.н. реставрации храмов: «Позвольте обратить ваше внимание на оккупированную территорию Грузии, в частности, на идущие в Абхазии явления, касающиеся начала т.н. реставрационного процесса религиозно-исторического наследия православной Церкви Грузии.
Сам тот факт, что реставрация не направлена на сохранение первозданного вида памятников, не может оставить нас равнодушными к положению существующих на территории Абхазии храмов. К сожалению, суть этих действий тяжела и плачевна, и результата долго ждать не придется».
Пата Давитая говорит, что данный процесс совершенно противоположит позиции российского Патриарха в отношении границ грузинской православной Церкви, и именно поэтому обращается к нему.
В Патриархии Грузии и Национальном агентстве культурного наследия заявляют, что никакого сообщения в связи с проведением на де-факто территории Абхазии какого-либо типа реставрационных работ не получали. Официально эти памятники находятся в юрисдикции Грузии. А распространенная информация дает грузинской стороне думать, что идущие на территории де-факто Абхазии реставрационные работы являются попыткой стереть грузинский исторический след. Начальник службы атрибуции недвижимых памятников Национального агентства по охране культурного наследия, Георгий Гагошидзе заявляет: «Вот, этой незаконной реставрацией можно полностью уничтожить грузинское наследие, документы того, что грузины здесь жили и работали. Затем все это будет покрыто белой известью, и это еще одна возможность, говорить, что грузины никогда тут не жили, и что это была оккупированная грузинами территория».
Профессор, искусствовед Ирина Элизбарашвили говорит, что у грузинских историков и искусствоведов в последний раз была возможность посетить существующие на де-факто территории Абхазии грузинские памятники в 1997 году, когда там находились представители ЮНЕСКО. После того абсолютно неизвестно, в каком находятся положении до 30 важнейших памятников средневековья.
По заявлению Элизбарашвили, если будут проводиться какие-либо консервационные, или реставрационные работы, в них необходимо включить совместную группу грузинских и абхазских специалистов. По ее же словам, к вопросу реставрации находящихся на территории Абхазии памятников нужно относиться чрезвычайно бережно, так как это памятники исключительной культурной ценности, которые согласно заключению ЮНЕСКО от 1997 года, к сожалению, находятся в крайне тяжелом положении: «Существует абхазская архитектурная школа, так же как Тао-Кларджетская, Джавахетская, Кахетинская, и для этой абхазской школы главной характеризующей является то, что у нее непосредственная связь с архитектурой восточной Грузии и Византии. И причем, только в Абхазии и восточной Грузии распространен характерный только для Грузии архитектурный тип, и это трехнефная базилика, и это и есть признак этого культурного единства»- поясняет Ирина Элизбарашвили.
Руководитель Управления по охране памятников культуры де-факто Абхазии, Демур Бжания в беседе с радио Свобода категорически отрицает проведение каких-либо реставрационных работ, тем более, с участием русского бизнесмена. «Пока никакие реставрационные работы не ведутся. Если начнутся, это сделает наше государство Абхазия, разумеется, при участии нашего государственного управления охраны историко- культурного наследия. Это стопроцентная информация, не знаю, какие источники, но то, что я говорю, правда. Это то, что есть».
А страх, высказанный грузинской стороной об уничтожении грузинского следа, называет беспочвенным: «Их судьба…Управление охраны памятников, и никто другой не допустит, чтобы что-то изменилось, или стерлось. Что есть, охраняется бережно. Это наша история, и с этой точки зрения можем быть спокойно, все надписи существуют по сегодняшний день».
Демур Бжания говорит, что они уже обращались к ЮНЕСКО с просьбой изучить эти памятники, но получили отказ.