На мусульман Абхазии объявлена охота

В минувшую пятницу, в 15 часов по местному времени, неизвестные, подъехав на автомобиле темно-зеленого цвета «Volkswagen Touareg» к гудаутскому молельному дому, открыли стрельбу по стоящим перед зданием представителям мусульманской общины. По группе из восьми человек стреляли из автомата и пистолета с глушителями. В итоге этого нападения убит тридцатичетырехлетний Арсаул Пилия, еще двое – Рустам и Раули Гицба ранены.

Через пару часов автомобиль, на котором было совершено покушение, был найден сгоревшим у въезда в село Ачандара. Как позже установили следственные органы, машина оформлена на некую гражданку Запорожец из подмосковных Химок. Сейчас ее пытаются найти по месту проживания, но пока безуспешно. Дома она, вплоть до воскресенья 10 октября, не появлялась. Впрочем, известно, что муж госпожи Запорожец занимался перепродажей автомобилей, и часть из них он оформлял на свою супругу. Скорее всего, официальный владелец «Volkswagen Touareg» не имеет никакого отношения к произошедшему в Гудауте убийству. Преступление совершили другие люди, и весьма подготовленные.

Найденный у села Ачандара автомобиль, как говорят оперативники, был специально оснащен под такого рода преступления. Когда и как автомобиль заехал на территорию Абхазии выяснить не удалось. Такой информации не имеют не только абхазские службы на пограничном посту «Псоу», где с компьютерным учетом всегда были проблемы, но и россияне, у которых казалось бы даже муха, пересекающая границу, обязательно подлежит фиксации. Но вот этот темно-зеленый «Volkswagen Touareg» официально российско-абхазскую границу не переезжал.

По мнению руководителя межведомственной следственно-оперативной группы, первого заместителя Генпрокурора Беслана Квициния, расстрел у мечети, и то как было организовано преступление, словно калька, один в один напоминает убийство трехгодичной давности Хамзата (Рокки) Гицба и его друга из Башкирии Руслана Ассадулина. Их тоже убили средь бела дня – при выходе из молельного дома из оружий с глушителями. И тогда в деле фигурировал «темный» автомобиль, неизвестно как попавший в Абхазию, после преступления найденный сожженным недалеко от Гудауты. И тогда, и сейчас среди пострадавших фигурировали люди по фамилии Гицба. Правда, на сей раз, для двух родных братьев Рокки Гицба – Рустама и Раули судьба оказалась более благосклонной – они получили ранения средней тяжести.

Многие эксперты до сих пор уверены, что убийство Рокки связано с его участием в первой Чеченской войне.

Хамзат Гицба, получивший за увлечение боксом прозвище Рокки, был участником грузино-абхазской войны 1992-93 гг. Он воевал в составе группы, которой командовал Шамиль Басаев. Война сдружила молодого абхазского крестьянина и чеченского боевика настолько, что Гицба принял мусульманство, и стал одним из немногих абхазов, участвовавших в первой чеченской войне в составе чеченского сопротивления.

В 1996 году его имя неожиданно попало в сводки мировых информагентств. 16 января в турецком порту Трабзон восемь членов группировки «Внуки Шамиля» (среди них был и Рокки) захватили паром «Аврасия», на борту которого находились 200 человек, в том числе 88 россиян.

Возглавлявший группу гражданин Турции абхазского происхождения Мухаммед Токчан в обмен на освобождение заложников потребовал от федеральных войск России покинуть село Первомайское в Дагестане и дать возможность отряду Салмана Радуева беспрепятственно выехать на территорию Чечни. Радуеву удалось вырваться из села, а захватившие паром сдались турецкой полиции.

В дальнейшем членов группы «Внуки Шамиля» турецкий суд приговорил к различным срокам заключения. Гицба был осужден по двум статьям — незаконное овладение государственным средством передвижения и лишение человека свободы — и приговорен к 9 годам заключения. Однако чуть позже часть осужденных за захват парома бежала из мест заключения, а другая часть, в том числе и Рокки, в декабре 2000 года была освобождена из-под стражи. Турецкий суд амнистировал их за «добровольное освобождение пленников».

Впоследствии Хамзат Гицба всякий раз, когда речь заходила о захвате парома, говорил, что Аллах велел ему после отсидки в турецкой тюрьме больше не брать в руки оружия и заняться богоугодными делами. По возвращению на Родину Хамзат, несмотря на свой огромный авторитет в мусульманской общине Абхазии, вел весьма скромный образ жизни, зарабатывая на хлеб работой кафельщика. Кроме того, за год до своего убийства, Хамзат Гицба официально обратился в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с просьбой дать ему возможность окончательно определиться в отношениях с законом. Если у российских правоохранительных органов есть к нему какие-либо претензии, он готов предстать перед судом и понести наказание. В официальном ответе Генпрокуратуры (этот документ сейчас хранится в семье Хамзата Гицба) было указано, что никаких претензий со стороны России к нему нет. Однако в чистоту его помыслов, видимо, поверили не все. В итоге Рокки Гицба убили.

Если в той истории была какая-то мотивация убийства, то в нынешнем расстреле вряд ли присутствует личный фактор, хотя при желании можно за уши притянуть тот факт, что среди пострадавших есть два брата Рокки. Но они ничего общего с чеченскими событиями не имели. Обычные крестьяне, регулярно посещающие мечеть. Скорее всего, именно слово «мечеть» является ключевым в пятничном расстреле. Если учесть, что за последние два месяца был убит глава Духовного управления мусульман Гагрского района Эмик Чакмач-оглы, состоялось неудачное покушение на имама Сухумской мечети Салеха Кварацхелиа, и теперь вот третье преступление, то напрашивается вывод, что на мусульман Абхазии кто-то целенаправленно объявил охоту. Объяснять ситуацию межконфессиональными конфликтами нет никаких оснований. Абхазия, пожалуй, единственное место на Кавказе, где религиозная терпимость доведена до идеала. Такой же точки зрения придерживается премьер-министр Сергей Шамба. Он считает, что в данном преступлении задействованы внешние силы.

«Этот и предыдущие случаи, имевшие место быть, можно оценивать как попытку каких-то сил перекинуть события, происходящие на Северном Кавказе, в Абхазию. Кто-то целенаправленно хочет втянуть нас в этот конфликт. Это делают наши враги, которые хотят столкнуть нас с Россией, в первую очередь», — заявил в классической манере дипломатической двусмысленности бывший министр иностранных дел, а ныне глава правительства Шамба. Ведь на Северном Кавказе стрельбой занимаются не только, кого принято называть ваххабитами, но и те, кто с ними борется. Религиозного экстремизма в Абхазии, в отличие от Северного Кавказа, нет, но видимо с приближением Олимпиады кто-то решил на всякий случай подстраховаться. Либо, по северокавказской аналогии, в действительности поверил, что в каждой мечети Абхазии бьется очаг ваххабизма, и с этим надо бороться стрельбой оружием с глушителями.

Поделиться :