Встреча с абхазами в нейтральной зоне

«Спасибо за то, что вы такие, какие вы есть» — так попрощался абхаз Тимур Джикирба с грузинской делегацией.

Почти такое же расположение духа было и у грузинской стороны. Если бы не так, в пять утра грузины не спустились бы специально в холл гостиницы Молдовы для того, чтобы проводить абхазскую делегацию. Попрощаться не смогла лишь Дэнола Чхартишвили: «Не могла спуститься. Не могла их провожать. Хотела с ними в Сухуми». Дэнола сухумчанка, и абхазской делегации представилась так: «Дэнола Чхартишвили из Сухуми, могу показать мое удостоверение».

В первый день грузино-абхазской встрече, проведенной с помощью Евросоюза, на самом деле не сопутствовал такой пафос. Модератором встречи был опытный в сфере конфликтов человек, Оливер Виолех. Он уже 12 лет, как изучает конфликты Кавказа. В первый день он дал делегациям возможность познакомиться. Встреча началась с фиксирования того, у кого какие были ожидания. Конструктивный диалог- это то, чего стороны ожидают друг от друга. А на исходе шестидневной встречи, несколько из них говорят, что сначала не видели ресурсов этого.

День первый, 24 октября

Абхазская сторона рассказывает о том, что у них происходит. Руководитель группы, Инар Гицба говорит, что признание независимости со стороны России перевел их в новую плоскость, однако, не уменьшил проблемы. Он сотрудник центра исследований конфликтов при президенте:

«Даже если все страны мира признают нас, этого все равно не будет достаточно. До тех пор, пока в грузино-абхазских отношениях не будет добрососедских сдвигов, постоянно будет конфликт, и связанные с ним проблемы».

Делегация Абхазии, которая представлена работающими в государственных структурах людьми, говорит о декларированном их властью направлении. Отвечают на вопросы об абхазских мохаджирах, для возвращения которых, по их словам, в Абхазии строятся дома. По официальным данным Абхазии, с 1992 года по сей день из Турции в Абхазию переселились 2 000 человек. На вопрос в связи с гагринскими учениками, почему им запрещают учиться на родном языке, отвечает Ада Адлейба: «Эти школы, педагогов, финансируют абхазские власти, поэтому они должны проводить именно такую политику, как у абхазских властей. Учебный язык русский. А абхазскому языку уделяют один час в неделю».

Адлейба знакомит нас и с результатами опроса, проведенного одним из ведомств, по которому из тысячи опрошенных гальских учеников 800 отвечают, что их президент Михаил Саакашвили. Помимо силовых методов, абхазы для интеграции жителей Гали используют и другие факторы. Ада преподает в сухумском университете, она говорит, что в университете специально выделена квота на 15 человек для гальских жителей. Они имеют право бесплатно, на основании собеседования поступить в ВУЗ. Сегодня мы говорили о грузинских, русских и абхазских паспортах, которые люди берут по желанию. Контакт с внешним миром для абхазов труден, несмотря на то, что у них есть русские паспорта, в которых у них местом жительства записан Сухуми. Им страны, члены Евросоюза, не выдают визы. Абхазы вспомнили несколько случаев, когда фиксирование визы в паспорте опротестовала грузинская сторона, из-за чего делегация поспешно покинула территорию. После этого обсудили т.н. «нейтральные паспорта», которые в будущем будет выдавать грузинская сторона. От этого предложения несколько членов абхазской делегации отказались. Но есть и другое предложение со стороны международной организации, ОБСЕ. Они уже более века выдают нейтральные паспорта для конфликтных зон. Будет ли это для абхазов средством контакта с внешним миром в конфликтной ситуации, покажет время.

Модератор поблагодарил присутствующих за затронутые животрепещущие вопросы. В полдень дискуссия приняла более острый характер. Причиной спора совершенно неожиданно стал город Сухуми. Абхазская сторона твердила, что этот город называется «Сухум», и просила присутствующих так и произносить, а для части грузинской стороны он был Сухуми. Провоцирование темы пошло с грузинской стороны. День закончился сложно, и как потом сказала член абхазской делегации, Алиса Ардзынба, в тот день все для себя решили, что неделя будет достаточно напряженной.

Конфликт Молдовы- Приднестровья

Следующие два дня были посвящены анализу конфликта Молдовы-Приднестровья. Один день делегация провела в центре Приднестровья, городе Тирасполе. После встреч с обеими сторонами конфликта, с государственными чиновниками и неправительственным сектором, в результате анализа предоставленной ими информации, были утроены презентации. Разделенные на четыре абхазо-грузинские смешанные группы говорили, что в данном случае конфликт не такой сложный, поскольку граница, которую мы пересекли, условная — в Приднестровье русские, молдаване и украинцы живут вместе, Тирасполь, правда, через Молдову, осуществляет экспорт, как в Россию, так и на Запад. Одним словом, много причин для того, чтобы конфликт казался значительно проще.

Авторы презентации сошлись на том, что Молдова ориентирована на Европу, а Приднестровье, правда, политически держит российский вектор, но все же 50% экспорта вывозит в Европу. Именно после этого был поставлен вопрос: каков вектор Абхазии? Абхазской стороне для дискуссии дали примерно 20 минут. Грузинская делегация покинула круглый стол для того, чтобы дать абхазской стороне свободно обсудить этот вопрос.
Многовекторная Абхазия:

Возвращаясь в комнату, мы услышали реплику Камы Квициния:» Меня убьет или абхазская сторона, или грузинская». Видимо дискуссия была острая. То, что Россия доминирует в абхазской политике, не новость. Несмотря на это, абхазская делегация говорила и о том, что их фокус не только северный сосед. У того направления, которого придерживается абхазское правительство, есть много противников в Абхазии, там заявляют в голос, что Россия не является единственным ориентиром. Параллельно, абхазская делегация говорила и об опасности, которую таким маленьким народам, как абхазы, могут создать большие государства и глобализация. Самобытность, проблема сохранения своей идентичности стала темой, которая так сблизила членов этих групп.

На вопрос: видят ли опасность со стороны России, когда речь заходит о сохранении самобытности, отвечает Инар Гицба: «Это действительно интересный вопрос, но ответа у меня нет». Абхазская студентка Анжела (Энджи) Патарая: «Мы наблюдаем за вами. Видим, что ваша ориентация европейская. Понаблюдаем, и сделаем выводы. Узнаем, что нам принесет евроинтеграция».

Эта фраза оказалась важной для Георгия Гвимрадзе, который затем часто повторял: «Говорил же я, они наблюдают за нами». А для Дэнолы Чхартишвии значительной было высказывание Ады Адлейба. Находя надоевшей разговор на одну тему, она заявила: «Очень много времени мы уделяем этой теме. Разве кому-нибудь не известно, что у абхазов и грузин есть много общего, и что мы самые близкие народы?! Однако, думаю, у Дэнолы есть еще и другие вопросы. Давайте, послушаем». Предпоследний день на самом деле был достаточно конструктивным. Это все единогласно отметили.

Законопроект

О том, что шаги, сделанные для урегулирования конфликта грузинскими властями, в меньшей мере способствуют диалогу, и не оставляют абхазской стороне шансов найти общий язык, об этом абхазы постоянно говорили на встрече. Последний день встречи был посвящен именно этой проблеме. Грузинские власти и на этот раз приняли законопроект, который создает опасность таким встречам.

В закон «Об оккупированных территориях» входит изменение, которое запрещает грузинской стороне устраивать подобные встречи без согласования с государственными службами.

Организации: IKV PAX CHRISTI, Berghof Peace Support, World Without Violence, ASECD, ICCN, которые включены в эту программу, публикуют официальное обращение. По их мнению, такого рода запрет приходит в противоречие с международными нормами прав человека, в случае желания, людям надо давать возможность свободно высказать мнение.

Оливер Виолех

«Эта неделя, исполненная мечта, поскольку после 12 летнего вовлечения в абхазско-грузинский диалог (как начался проект), наконец стороны сблизились, были взаимопонимание, искренность, обмен мнениями и дружба. С помощью этой рабочей встречи мы лучше узнали друг друга. Состоялась встреча с молодыми профессионалами. Однако эта неделя все же особенная, и выше моих ожиданий, так как я никогда не мог представить себе, что смогу публично сказать, что это — реально возможно.

Большое всем спасибо, мы продолжаем работу, через две недели начинаем Молдову-5″.

Поделиться :