В последние несколько недель отношения между Москвой и Сухуми еще более обострились. И пролилась первая кровь: русские спецслужбы в Гудаута убили нескольких абхазских «мохаджиров»! Т.е. потомков тех абхазов, которых в XIX веке российская империя сослала из родины, а теперь вернулись, раз Россия признала независимость Абхазии.
Однако их возвращению в Москве вовсе не рады, поскольку эти люди по-наследству являются носителями антирусских настроений, и такие настроения могут передаться и Северному Кавказу.
Гудаутский теракт был организован наглым образом: предварительно на российскую военную базу на самолете привезли машину, у которой задние сиденья были развернуты таким образом, чтобы со стороны багажника можно было стрелять из пистолета с глушителем. После расстрела мохаджиров машину сожгли у русской военной базы, а убийцы спрятались на самой базе. Сейчас уже они не находятся в Абхазии, поскольку кто же будет согласовывать с Багапшами и Шамбами, кто, когда и куда вылетит с этой базы?
То есть, в результате патологического противостояния с Грузией, абхазы получили то, чего сами желали, когда днем, прилюдно, в центре настоящей столицы (реальной столицей Абхазии является именно Гудаута, а не Сухуми) убивают их людей, а в ответ не смеют ничего. Однако такие акции вызывают в абхазском обществе глухой, скрытый, еле сдерживаемый гнев и ненависть к России, и собственно к русским. И настолько, что проявляется на бытовом уровне, и в нынешнем году курортный сезон, на «жемчужине Кавказа» фактически был сорван. Один русский журналист писал: туристы жалуются, что абхазы стали агрессивными, будто их наша страна чем-то обидела, но чем обидели, они не говорят.
Тем и «обидели», что осуществляют такие наглые теракты, как расстрел мохаджиров в центре Гудауты, и пятое по счету нападение на Александра Анкваб, который в настоящее время занимает пост вице-президента. Этот теракт был прямым предупреждением президента Багапша: не будешь вести себя тихо, и не выполнишь наши требования, достанем и тебя. Стиль Путина: «подслащенный язык», заявления о «братстве», и пуля террориста или яд «повара» в еде.
Ультиматум Путина
Что Россия требует от Абхазии, и на что не соглашается Багапш? Ультиматумы Путина в основном касаются экономической сферы. В первую очередь, Москва требует от Абхазии принятия закона и купле-продаже недвижимости. На сегодня, по абхазскому законодательству, недвижимость (жилые квартиры) могут приобрести и продать только граждане Абхазии, а земля не продается вообще.
Москва требует изменения закона, на что не соглашаются абхазские власти. Известный абхазский публицист Инал Хашиг написал: «Иначе мы можем повторить судьбу жителей острова под названием «Манхэттен». Они продали этот остров иностранцам то ли за бусы, то ли за $12. Сейчас там большой город, а о бывших жителях никто не помнит»
Разумеется, абхазы не ошибаются в этом: достаточно, чтобы свободно продавалась земля, или пусть даже только квартиры, и Абхазия превратится в простой придаток Сочи. Т.е., такая уступка со стороны абхазов, попросту, исключается. На это они добровольно не согласятся так же, как и никогда добровольно не согласятся на возвращение грузинских беженцев, какая бы группировка не пришла во главу Абхазии.
Вроде бы, у русских есть мощный рычаг давления в виде ежемесячной дотации абхазского бюджета. Действительно, в Абхазии раздают российские пенсии, и эту сумму регулярно перечисляет Минфин России. А русские журналисты обиженным тоном пишут: мы кормим, мы пополняем их бюджет, а они не соглашаются на куплю-продажу земли. Однако, и в связи с этими «ежемесячными перечислениями» выясняется удивительная штука: будто эти суммы у России оформлены, как кредиты. Будь то даже долгосрочным, низкопроцентным кредитом, но все же, как кредит. Однако, когда Москва предложила Багапшу оформление такого кредитного договора, получила четкий отказ: «Не хотите, не перечисляйте деньги, но я вам не дам оформить их как кредит».
Понятно почему: ведь платить по долгам Абхазия не способна не сейчас, и не спустя 20 лет? А в счет долга Россия требовала недвижимое имущество — земли и другие объекты. Вроде бы, что проще: одна роспись министра финансов Кудрина, и абхазские пенсионеры лишились бы российской пенсии, однако Москва все равно перечисляет деньги. Почему? А потому, что абхазскому сепаратизму она помогала и помогает не за «красивые глаза», а против Грузии! Это «цена», которую Кремль платит за плацдарм в Абхазии.
Кроме того, надеются, что рано, или поздно, все равно заставят Багапша подписаться — арестуют сына в Москве за «хранение наркотиков», припугнут иными методами, и т.д. Путин активно использует подобные методы против своих автономий. Например, поскольку президент Башкирии Муртаза Рахимов никак добровольно не давал в отставку, и угрожал митингами, ему намекнули на детей, и он сдался.
Помимо этого, в Москве остерегаются того, что если не будут выплачивать пенсии, или устроят блокаду, и перекроют путь со стороны Сочи, абхазы могут отказаться он «непригодных» русских паспортов, и серьезнее рассмотреть предложенные Евросоюз -Грузией проекты.
Иначе, если перекроется граница Псоу, и не будут получать пенсии, то на что тогда им эти русские паспорта?
Квартиры для мохаджиров и блеф Роснефти
Москве отказали также на тему возвращения квартир русским. Дело касается квартир, которые русские покинули в 90-х годах, и сейчас находятся во владении абхазов. Предложение Багапша таково: «Ладно, пусть российское правительство построит дома сбежавшим русским, только с условием, что половина квартир в этих домах будет собственностью абхазского государства – мы должны переселить мохаджиров из Турции». Т.е., должны «переселить» именно тех людей, которых российские спецслужбы истребляют сразу же по появлению в Абхазии. Узнав об этом, Путин чуть ума не лишился, но пока скрывает гнев.
Недавно президент Медведев поручил правительству, получить в аренду за один рубль от Абхазии, в Гудаутском районе, царские дачи руководителей Советского Союза: Хрущева, Брежнева и Горбачева. Их стоимость десятки миллионов долларов, и каково получить их за один рубль почти по бессрочной аренде тогда, когда доллар стоит 30 рублей?
Ассоциация ветеранов войны «Аруаа» высказала жесткий протест: «Бесплатно мы ничего русским не должны давать». Правительство Абхазии, в самом деле не спешит принимать решение, а на укор московских чиновников: «Сколько десятков миллионов долларов мы вам перечислили на раздачу пенсий, бессовестные вы такие», абхазы отвечают по-прежнему: те деньги уже съедены, никто вас перечислять их не просил, и в долг мы не брали, и если не хотите, не перечисляйте.
Между тем, надо отметить, что вопрос этих «дач» намного принципиальней, чем это кажется на первый взгляд. Раз уже получило огласку распоряжение Медведева, если сейчас Багапш его игнорирует, это будет серьезный удар по авторитету президента в преддверии выборов. В конце концов, и русские задумаются: не идиоты ли, в самом деле, правят их страной.
Некоторые объекты абхазы сами предлагаю в аренду России. Например, сухумский аэропорт, или железную дорогу Абхазии. Однако русские требуют их в собственность, а это неприемлемо для сепаратистов. Т.е. и этот проект, фактически, провалился. Так же, как и реабилитация дорог, и многое другое.
Единственным «успешным проектом» может стать вход Роснефти в морской шельф Абхазии. Однако правительство Абхазии пока дало разрешение лишь на поисковые работы. Расчеты Багапша, и его команды и тут хитроумные: в западной Абхазии Роснефть не сможет реально добывать нефть, так как это непременно ведет к загрязнению Сочи, чего российские экологические организации, и владетели вложенного в этот регион многомиллиардного капитала просто не допустят.
Касательно восточной части Абхазии, даже если Роснефть найдет нефть далеко в море (и это тоже сомнительно), правительство Абхазии выставит такие условия на предмет распределения добытого сырья, что на эти деньги Абхазия может быть сама будет им выплачивать пенсии.
По крайней мере, хотя бы краснодарским русским.
Роснефть входит с теми же нареканиями: «Мы защитили абхазов от агрессии Грузии, мы их признали, и не будут же они такими неблагодарными». А абхазы считают, что русским их не за что попрекать.
Но Абхазия настолько «лакомый кусочек» для русского капитала, что рано или поздно, он непременно вынудит Кремль, показать когти, и осуществить открытое давление на Сухуми. Тем более, если продолжаться переселение мохаджиров, и вытеснение русских из Абхазии. Именно этого момента должна дождаться грузинская политика, и иметь в готовности компромиссный проект, который предложит сепаратистам.