Абхазские русские подают в суд против МИД России

Семь российских граждан, имевших собственность в Абхазии, подали исковое заявление в суд против Министерства иностранных дел России.

Сотрудник организации «Правовая инициатива по России» Варвара Пахоменко назвала этот случай беспрецедентным. «В свой жалобе истцы пишут, что МИД России, который должен представлять интересы российских граждан за рубежом, ничего не делает для того, чтобы восстановить нарушенные права собственности», — говорит она.

Российские граждане, подавшие иск, потеряли свое жилье в 2000-е годы. «Их жилье отнято незаконным путем, — рассказывает Пахоменко. — Выписывались фиктивные справки о смерти хозяев, и квартиру передавали кому-то другому, а после этого несколько раз перепродавали. Люди узнавали об этом постфактум».

Истцы прошли суды Абхазии, где им было отказано в удовлетворении их запросов. А с июля 2008 года они стали обращаться в МИД России с тем, чтобы министерство посодействовало в решении этой проблемы. Они утверждают, что людей, попавших в подобную ситуацию, в Абхазии сотни. Это, в основном, люди пожилого возраста и те, у кого нет родственников и близких в республике, кто мог бы за них вступиться. «Чаще всего это русские, кто приезжал в Абхазию работать», — продолжает Варвара Пахоменко.

В своих исковых заявлениях граждане ссылаются на Конституцию России, на Положение о деятельности МИДа и на Европейскую конвенцию по правам человека. «В частности, они заявляют о том, что в Абхазии была нарушена статья 1 протокола 1 Европейской конвенции, гарантирующей права собственности, а также жалуются на то, что Россия нарушает статью 13 Европейской конвенции — право на эффективную правовую защиту граждан (в данном случае, право на собственность)», — говорит Варвара Пахоменко.

Заявители утверждают, что не единожды обращались в МИД, «но никаких действий предпринято не было». По словам Пахоменко, «сначала им говорили о том, что МИД начнет свою работу по этому вопросу, как только будет открыто посольство России в Абхазии. Когда оно открылось весной прошлого года, никаких принципиальных изменений не произошло».

Во время суда представители МИДа говорили о том, что они предприняли «беспрецедентные шаги по этому поводу». «Медведев и Лавров встречались с Багапшем и обсуждали эту проблему, — продолжает Пахоменко, — но не на все вопросы были получены ответы».

В результате было принято решение о создании российско-абхазской комиссии, которая будет разбирать эту проблему, каждый случай отдельно — что и как произошло. В то же время представитель четвертого департамента, отвечающего за страны Южного Кавказа, выступавший на суде в качестве свидетеля, сообщил, что «в большинстве случаев людям не стоит рассчитывать на возврат квартир, потому что они не платили за коммунальные услуги».

Однако истцы утверждают обратное: «Пока мы имели к этим квартирам хоть какой-то доступ, т.е. пока нас окончательно не выдворили оттуда, мы платили за коммунальные услуги, несмотря на то, что это было связано с большими сложностями: в Абхазии существует постановление о том, что коммунальные услуги оплачивает только владелец жилья». Если квартира оформлена на пожилую маму, которая уехала на лечение в Россию, никто официально не может платить за нее коммунальные услуги».

Кроме того, абхазские адвокаты отказываются представлять интересы истцов в судах, а пригласить российских адвокатов очень сложно. «Для этого необходимо пройти процедуру согласования, которая занимает от двух до трех месяцев», — поясняет Пахоменко.

Представитель МИДа на суде сказал, что Багапш выступил с предложением о строительстве нескольких многоэтажных домов для тех, кто потерял жилье. «Мне это предложение кажется довольно странным: вместо того, чтобы помочь в отстаивании своих прав, Россия должна будет платить за строительство новых домов, потому что строиться они будут за российские деньги», — говорит Пахоменко.

Этот суд, по мнению Варвары Пахоменко, интересен с правовой точки зрения тем, что люди жалуются на действия российского МИДа, который не желает оказать им помощь в возврате собственности, мотивируя это тем, что «не может вмешиваться во внутренние дела Абхазии».

Абхазия не могла бы существовать без абсолютной поддержки России, а значит, по мнению истцов, Россия должна отвечать за нарушение прав человека на территории Абхазии. При этом они ссылаются на решения Европейского суда о нарушении прав человека на Северном Кипре и в Приднестровье, когда Турция и Россия оказывали этим странам политическую, экономическую и военную поддержку, гарантируя тем самым существование этих образований.

«В Абхазии так же, как и в Южной Осетии, прослеживается определенная закономерность: не действует система права, и существует проблема тотальной коррупции, — считает сотрудник организации «Правовая инициатива по России». — Даже если политическая воля Багапша на решение этой проблемы есть, вероятно, он просто не в состоянии контролировать все то, что происходит в республике. А может быть, он не готов идти на конфронтацию с кем-то внутри региона».

Отношения между Багапшем и Москвой были не самыми простыми, и хотя сейчас Багапш — сторонник московской политики, Кремль старается здесь действовать осторожно. «Вот эта осторожность и привела к обращению в суд, — предполагает Пахоменко. — Я не исключаю, что если иск о возврате собственности гражданам России, проживавшим в Абхазии, не будет удовлетворен, они на этом не остановятся».

Тамаз Нисакян, адвокат одного из истцов, отказался комментировать ситуацию, сославшись на несогласие доверителя на распространение информации в СМИ.

Поделиться :