25 апреля, на следующий день Светлого праздника Воскресения Христова, возможно, грузины поедут посетить могилы предков. На это нужна добрая воля абхазов. К этой инициативе бизнесмена Гоги Топадзе побывавшие на Кипре абхазские бизнесмены отнеслись с интересом. Однако, эксперты скептически относятся к массовому въезду грузин в Абхазию и говорят, что подобное практически невозможно. А причиной называют отсутствие гарантий безопасности, и озвученный не раз со стороны абхазов отказ.
Насколько реален въезд грузин в Абхазию на другой день Воскресенского праздника? Согласятся ли абхазы? Кто в таком случае обеспечит безопасность этих людей?
Председатель Верховного Совета Правительства Абхазии Гия Гвазава сомневается в реальности осуществления этой инициативы:
«Не потому, что абхазы не хотят нас видеть. Я не говорю о правительственных и властных чиновниках. Да, народ хочет войти, но право на это не даст Москва. Кроме того, они не могут дать гарантии безопасности. Абхазы причиной отказа называют как раз то, что не могут обеспечить безопасность. Говорят, что при виде грузин члены семей погибших абхазов могут что-либо совершить, и создастся конфликт.
Причин того, почему нельзя входить, много. Однако грузины часто посещают Абхазию, чтобы повидать могилы предков. Чаще переходят женщины, их пропускают. До событий 2008 года грузины очень часто ездили туда, встречались с родственниками, ходили на кладбище. Сейчас такое сообщение сократилось».
По словам конфликтолога Паты Закареишвили, абхазам не раз предлагали, открыть в день Пасхи т.н. границу, и дать грузинам право войти на территорию Абхазии, чтобы побывать на кладбище своих предков. Однако, каждый раз получали отказ. Поэтому Закареишвили исключает, что в ближайшем будущем абхазская сторона допустит массовый вход грузин в связи с праздником Пасхи.
«Грузины и без того едут в Абхазию к Пасхе. Идут на кладбища близких людей. Хоть это не имеет массового характера, но у многих грузин уже налажены отношения с абхазской стороной, имеют контакты с соседями или бывшими сослуживцами.
Чем больше проходит времени, тем больше грузин приезжают туда. Я подразумеваю территорию дальше Гали, поскольку войти в Гали не проблема. К Пасхе в Гали приезжает большое количество грузин. В Очамчире, в Сухуми и т.д. практически никого не пускают, если нет пропуска. Многие грузины делают этот пропуск и приезжают туда, ходят на кладбище, и возвращаются назад
Все грузины, входящие в Абхазию, предварительно согласовывают с абхазской стороной, или со своими близкими людьми. Кто-то должен гарантировать твой вход туда. Сам по себе приезд в Абхазию того или иного грузина на праздники Воскресения не новость для абхазов. Однако, это не имеет массового характера. Поэтому о чем идет речь в случае Топадзе, я не знаю. Если он согласовал, что грузин впустят на автобусах, заранее передав абхазам списки, то это было бы отлично. Иначе, индивидуально грузины и так туда входят.
У абхазов нет гарантии, что приехавшие туда грузины не останутся в Абхазии. Не было гарантии, что смогут проконтролировать, кто возвращается назад. Боялись, чтобы кто-то не совершил преступление. Не только чтобы абхазы на грузин не напали, но и наоборот, чтобы грузины не мстили абхазам, или если увидит грузин, что в его доме живет какой-то абхаз, не ворвался бы и не убил.
Если подход к этому вопросу будет таким, как я вам изложил, то въезд туда не получится. Дай Бог, чтобы им встретились абхазы получше, и взяли на себя гарантии. Я буду рад, если господин Топадзе достигнет того, чего не могу достичь я»- говорит Закареишвили.
Представитель «Клуба экспертов», Ираклий Цкитишвили: «Еще 5-6 лет назад абхазам предлагали сделать такую акцию, чтобы грузины могли приехать туда и сходить на кладбища предков. Разумеется, со стороны абхазов всегда был отказ, что обусловлено тем, что приезд грузин мог вызвать конфликтную ситуацию.
Не секрет, что абхазы не заинтересованы в том, чтобы как можно больше грузин приехало в Абхазию. Они не хотят, чтобы грузины увидели свои дома, поскольку они знают, что чем больше нас одолевает ностальгия, тем труднее будет нас остановить, развеять желание возвращения. Думаю, и русские не разрешат, так как если это произойдет масштабно, то гарантий безопасности не будет».
Примечательно, что после войны грузины более или менее могли войти в Абхазию и посетить кладбища предков. Подавляющее количество грузин ездило в Абхазию как раз на праздники Воскресения.
21- летнего Бадри родители похоронили в Гали. По словам матери покойного, каждое Воскресение она встречает на могиле сына.
«Мой сын скончался после войны, в возрасте 21 лет. Мы его похоронили в Гали. Отвезли в наш дом. Никаких проблем со стороны абхазов не было с самого начала. И идущих на похороны небеженцев пропустили без проблем. После того на праздники Воскресения, и в день смерти, или в день рождения хожу на могилу сына»- говорит 45 летняя Лена.