Выборы в Абхазии состоялись. Победил в них Александр Анкваб, набравший до 55% голосов. Нижеследующее интервью с экспертом по вопросам Кавказа Мамуки Арешидзе журналу «Тбилиселеби» было записано еще до выборов, однако исходя из актуальности некоторых заявлений эксперта, мы решили его все же опубликовать.
***
Возможно по той причине, что в Абхазии горячка «президентских выборов», «кандидаты» сочли нужным отозваться на, правда неофициальное, но все же предложение из Тбилиси. Как бы ни было удивительно, Сергей Шамба, признанный наиболее прозападным в абхазской общественности, сделал довольно антизападное заявление. В частности, что, во-первых, возвращение грузин кроме как в Гальский район является сказкой, и что важнее — говорить о выводе российских войск излишне, даже взамен признания Абхазии. Следовательно, мы обсудили плюсы и минусы абхазских реакций именно с автором предложения Мамукой Арешидзе.
Как отозвалась абхазская общественность на ваше предложение?
Начнем с того, что в грузинском обществе трения вокруг этой идеи ослабли. Более того, даже можно сказать, что этот спор почти прекратился. Были настолько важные темы, что они замяли весь этот процесс. А в абхазских СМИ не идет на убыль спор об этом, в том числе, и кулуарный. Чрезвычайно агрессивны русское политологическое сообщество и русские электронные издания. Дело в том, что даже только по одному этому признаку, по негативным отзывам абхазов и русских должна догадаться грузинская общественность, что значит, в идее, которая не нравится твоему врагу и противнику, есть нечто дельное.
И что же это?
Шамба допустил роковую ошибку, сказав, что не может быть речи ни о возвращении беженцев, ни о выводе российских войск. Этот ответ, с одной стороны, должен быть на руку грузинской общественности. Лично меня устраивает, поскольку я получил тот ответ, который ожидал. Между прочим, Анкваб дал многим более разумный ответ, и за одно проявилось, кто в конечном итоге станет «президентом», и кто умнее между этими двумя персонами. Шамба, повторю ваши слова, несмотря на свою прозападность, проявил свою сущность. Он сказал, что судьба людей его не интересует, хочет быть в оккупированном положении, там должны стоять российские войска, и они должны быть оккупированной территорией. Этим Шамба громогласно заявил: «Мы не хотим независимости». Это главное, и именно это и провоцировала моя идея. Таким образом, любой грузин в любой ситуации уже может сказать: мы предлагали абхазам независимость, предлагали, то есть в прошлом времени, однако их лидеры не захотели и пожелали быть в условиях российской оккупации. Вот эта отрицательная позиция Шамбы, и нейтральная позиция Анкваба дала нам возможность многого на международной арене. Мы можем сказать: если мы допустили ошибки в 90-х годах минувшего века, те ошибки мы в определенной мере преодолели и предложили абхазам такого типа диалог, который мог завершиться их независимостью. Но мы им и условия предъявили, однако абхазы не захотели выполнять эти условия, предпочли оставаться в кабальном положении, и ничего больше мы не можем сделать. Это совершенно простая схема. Так что, на мой взгляд, мы в чрезвычайно выигрышном положении в этом контексте, и руки у нас не связаны.
Вы сказали, что стало явью, кто из этих двоих победит, однако если Шамба сказал то, чего хотели слышать русские, почему победит Анкваб?
Анкваб тоже сказал то, что выгодно русским: дескать, мы грузинам в 2008 году предложили начать переговоры, и мы можем сейчас же начать их, но только без условий. Разумеется, эта фраза рассчитана на обывателя и русских, потому как, не существует не только дипломатический формат переговоров, но нет и двух человек, которые сели бы за стол и поговорили пусть даже о погоде. Тем более, в формате дипломатических переговоров необходимо предварительное определение условий, о чем следует говорить и до чего можно дойти. Это обязательная формула в дипломатии. Этого веками никто не обходил и не сможет обойти. Так что, это заявление со стороны Анкваба является притворством, только умным притворством.
Относительно фразы, задабривающую Россию, фактически оба сказали одно и тоже: дескать, наши отношения с Грузией не изменятся. Шамба сказал прямо, Анкваб- деликатно и осмысленно. Поскольку смысл был один и тот же, ни одно из этих заявлений не было обидным для России, но для России такого типа высказывания ни одного из них не является решающим, так как она давно уже анализирует, кого предпочитает в «президенты».
Хаджимба они списали?
Нет, но Хаджимба выбрал весьма интересного напарника- вдову Ардзынба. Любопытно, что во время выборов 2004 года Светлана Джергения, то есть, Светлана Ардзынба, поддерживала Багапша и во время одной острой стычки дала пощечину Хаджимбе. Это ведь Кавказ, и абхазская общественность превосходно помнит, что женщина, которую чем-то задел Хаджимба, дала ему оплеуху, а сейчас они вместе из-за политической коньюнктуры. До уровня политической целесообразности абхазская общественность пока еще не дошла и, следовательно, им непонятно, по какой причине сегодня вместе Хаджимба и Светала Ардзынба, однако, со стороны, вроде бы выбор напарником Светланы Ардзынба выигрышен для Хаджимба. В контексте обсуждения перспективы отношения Абхазии с остальной Грузией в будущем весьма интересны напарники как Шамба, так и Анкваба.
Напарник Шамба- Шамиль Адзынба. Это не местный абхаз, он батумский, приехал в Абхазию во время войны совсем молодой, в возрасте 41 (или 14) лет, чтобы поддержать сепаратистское движение.
Он семейный?
Дойдем и до этого вопроса. Он участвовал в войне против нас и потерял ногу. Сегодня он заместитель председателя департамента по делам спорта и молодежи, весьма принятый и известный для ветеранов человек. Родня у него, разумеется в Аджарии. Они потомки мохаджиров, которых в свое время поселили в Аджарии, еще тогда, когда Аджария была в составе Османской империи. Таким образом, это весьма любопытное послание. Адзынба абсолютно свободно говорит по-грузински, как и любой выходец Батуми, и абхазские обозреватели полагают, что Шамиль Адзынба является неким козырем для того, чтобы говорить с жителями Гали. Однако, иной вопрос, насколько он пригодится Шамбе. Кроме того, Адзынба считается уроженцем остальной Грузии: он не рожден в Абхазии и это тоже послание для остальной Грузии.
Также и Миша Логуа, напарник Анкваба. Миша Логуа недавно обабхазившийся человек, его отец стал абхазом.
По моему опыту и наблюдению, абхазы с грузинскими фамилиями гораздо агрессивнее, чем с абхазскими фамилиями
Если говорить о фамилиях, вспомним, что шел противоположный друг другу процесс: происходило, и сегодня тоже происходит так, что грузины становятся абхазами, также и абхазы становились грузинами. Например, многие фамилии, которые заканчиваются на соответственные сочетания букв — «ба», абхазские: Кецбая, Бутбая, Лацузбая и т.д. Наша ошибка в том, что в свое время мы не обратили внимания на этот второй пункт, говорили только о том, что есть обабхазившиеся грузины, но не признавали, что и абхазы становились грузинами.
Мы говорили о Мише Логуа.
Миша Логуа хозяйственник, уравновешенный и серьезный человек. В настоящее время он глава администрации Гульрипша. Я подчеркиваю хозяйственника потому, что он не был политиком и не пачкался в этой ситуации. И это тоже, в определенной степени, послание не только для грузинской, но и абхазской общественности. Есть еще несколько нюансов, говорить о которых не имею права. Вот такая сложилась ситуация и явно, что грузинам делают послания из Абхазии. Касательно того, списали ли Хаджимба, повторяю, у Хаджимба нет такого влияния и положения, как у этих двоих. Как бы ни было, у Шамба и Анкваба в руках административные ресурсы: один премьер, другой- исполняющий обязанности президента. После выборов 2008 года Хаджимба не занимает никакую должность. И сообщество ветеранов тоже не до конца его поддерживает, на его стороне «Амцахара», а «Аруна» поддерживает властей.
Россия никого, кроме Хаджимба, не смогла найти, или она так устроила дела, что уже не приходится вмешиваться?
В том то и дело, России уже не нужны эти выборы. Багапш был последним президентом Абхазии, которого избрал народ и в чьих выборах абхазы могли сказать решающее слово. Россия предусмотрела допущенные в 2004 году ошибки и работала не с абхазским, а армянским и русским электоратом. Сегодня как раз они и решают судьбу выборов. Избранный сегодня человек, кто бы это ни был из трех этих персон, все равно будет благодарен России, поскольку каждый из них отлично знает, что не победит в выборах количеством голосов абхазов. Потому и говорят в угоду русским, чтобы они помогли победить в выборах.
И все же, они придут к России по собственному желанию?
Да, и, увы, любой, который сядет в кресло президента Абхазии, будет знать, что он стал президентом стараниями Кремля, а не по мобилизации голосов абхазов.
Тогда для чего же послания остальной Грузии?
Несмотря на то, что недавно при оценке высказывания Шамбы и Анкваба я сказал, что Шамба допустил ошибки, хотелось бы надеяться на одно: это предвыборная кампания, и ни один, ни другой не имел права говорить иначе. Хотя и тут есть определенный формат, потому как Анкваб сумел быть более дипломатичным, чем Шамба, который прямо выпалил то, что было нужно русским. Сегодня идет избирательная кампания. После завершения процесса, когда человек садится в кресло, чувствует себя более устойчиво и, исходя из этого, не исключено, что и к перспективе грузино-абхазских отношений подойдут иначе. Те послания, о которых мы говорили, им нужны именно для того, чтобы сейчас же заложить основу этому.
По Вашему мнению, что является их максимальным требованием?
Давайте оценим положение объективно. Абхазы превосходно понимают, что их положение весьма незавидное, пусть даже с той точки зрения, о чем я говорил: никто не сможет победить в выборах в Абхазии, если за него не проголосуют армяне и русские. Чем больше пройдет лет, тем больше эта ситуация осложнится. Таким образом, абхазы стараются сделать маневр в отношении России. Приласкаться, но не до конца прижимать к груди, а также, чтобы русские тоже не особо прижимали к сердцу. Поэтому игра абхазов является частью игры в направлении Запада, и в этой игре с Западом осмысливается и остальная Грузия. Абхазы отлично знают, что если Грузия не захочет абхазско-западного сближения, оно не состоится. Поэтому им приходится оставлять везде яйца кукушки, чтобы не особо отдалить Запад, и не разочаровать в абхазах, так же, как и в осетинах. Они хотят иметь возможность и в будущем продолжить разговор с Западом.
Пока мне трудно представить, чтобы абхазы предложили нам конфедерацию или какую-либо иную форму политических отношений. Подчеркиваю — пока, однако не исключаю, что могут начать какой-то процесс политической торговли и показать русским, что они способны вести независимую политику. Мне не известно, на какую тему начнут торговлю, не знаю и того, будет эта торговля кулуарной или явной, но чем-то торговаться обязательно начнут.
Только, начать должны до того, пока не окажутся в безнадежном меньшинстве в Абхазии…
Разумеется. Все эти признаки, о которых я говорил, оставляют надежду, что после «президентских выборов» должны начаться какие-то процессы. Только эти процессы двинутся в том случае, если будут встречные шаги со стороны властей Грузии.