Какими будут запланированные в Абхазии досрочные президентские выборы, какие предположительные кандидаты выявляются и какие у них шансы на победу, будет ли предусмотрен в их предвыборной кампании вопрос Грузии, и что даст поддержка России какому-либо кандидату в выборах. На эти и другие вопросы «Интерпрессньюс» беседовал с абхазским политологом Инаром Гицба.
-Инар, какова в Абхазии политико-общественная обстановка после кончины Багапша?
С деятельностью Багапша связаны многие события новой истории Абхазии, в том числе признание другими странами, несмотря на то, что некоторые считают это результатом работы предыдущего правительства. Багапш завершил то, что было начато в период после грузино-абхазской войны. Если говорить о политической обстановке внутри Абхазии, можно сказать, что это период затишья, так как те политические фигуры, которые воспринимаются как кандидаты в президенты, пока открыто не заявляли об участии в выборах, не действуют мгновенно. Первым делом это связано со сложившейся обстановкой, со сбором команды и подготовкой предвыборной кампании. Заявления будут сделаны к 27 июня, когда истекают сроки предъявления кандидатов.
Кончина Багапша была огромной неожиданностью для всех, в том числе и для политиков, которые воспринимаются кандидатами в президенты. Один из таких людей надеялся на поддержку самого Багапша после истечения его президентского срока, поскольку как раз с именем Багапша связаны в определенной мере положительные моменты развития Абхазии и получения статуса, соответственно и авторитет он оставил большой. По опыту прежних выборов и с учетом того, насколько обстановка была напряженная в 2004-2005 годах, на мой взгляд нынешние выборы должны пройти гораздо спокойнее. Многое зависит от того, как будут вести свои действия кандидаты, как установят связи и направят свою предвыборную кампанию.
Кто к этому времени выделяются потенциальными кандидатами в президенты в самой абхазской общественности и насколько у них равные шансы?
На мой взгляд, реальными кандидатами, которые примут участие в этих выборах, являются вице-президент Александр Анкваб, премьер-министр Сергей Шамба. Полагаю что в новой комбинации примет участие Рауль Хаджимба. Это те основные кандидаты, которые предположительно выставят свои кандидатуры. Не думаю, чтобы отдельно выставили свои кандидатуры Беслан Бутба и Заур Ардзынба. Полагаю, что в какой-то конфигурации, и в составе какой-либо команды примут участие эти три кандидата.
Касательно шансов, не сделают ли избиратели ставку опять же на людей из правительства Багапша, поскольку они воспринимаются в абхазской общественности, как продолжатели стабильного курса?
О шансах сложно говорить. Если рассматривать каждого кандидата в этом портрете и по тому, как они воспринимаются в обществе, то Шамба ассоциируется с дипломатией, с компромиссными решениями. Он человек с образованием высокого уровня, как и Анкваб, однако исходя из того, что Шамба долгое время руководил внешней политикой и участвовал в разных переговорах на международной арене, он считается неконфликтной фигурой. А Анкваб учитывая его работу в Министерстве внутренних дел, в обществе считается суровой фигурой, который может решить проблемы коррупции, криминала и установить в стране порядок. Таковы ассоциации в отношении предполагаемых кандидатов в обществе.
Инар, насколько готова абхазская общественность провести такие выборы, которые могли бы исключить ту напряженность, о которой ты упомянул, я имею в виду 2004-2005 годы.
Абхазская общественность как раз надеется провести спокойные выборы, исходя из того, что долгое время чувствовались в народе напряжение и усталость, которые были после тех же выборов 2004-2005 годов. Тогда общество разделилось на две части- на багапшистов и хаджимбистов. Общественность устала от вызванных политической ориентацией противостояний. Выборы 2009 года некоторым образом показали, что эти тенденции преодолены, так как выборы прошли спокойно, без особых нарушений и противостояния электората какого-либо кандидата. В настоящее время, с учетом трагичности ситуации и проведения досрочных выборов, предположительно все пройдет без особых эксцессов и нарушений.
Фигурирует ли в предвыборной кампании кандидатов тема Грузии, и насколько вообще актуален этот вопрос в абхазских выборах?
После признания со стороны России, оформления договора о совместной охране границы и размещении российских военных баз грузино-абхазские отношения не являются актуальными. В общественности воцарилась надежда стабильности и безопасного завтрашнего дня. Единственное место, где встречаются друг с другом грузины и абхазы, это женевские переговоры, на которых интерес абхазской стороны, подписание соглашения о невозобновлении огня. Не думаю, что какой-нибудь кандидат в своей предвыборной кампании учтет фактор Грузии и сделает акцент на урегулирование отношений, так как это сегодня не считается популярной темой.
Вопрос паспортизации Гальского района и на этих выборах будет остро стоять, какова с этой точки зрения ситуация?
Вопрос паспортизации и гражданства Гали вызвал некоторые волнения и это по сегодняшний день считается чувствительным вопросом в абхазской общественности. По моему мнению, будут манипуляции, так как сроки до выборов короткие. Поскольку это досрочные выборы, вопрос массовой паспортизации не рассматривается.
Получается, что население, которое проживает в Гали и не владеет русским или абхазским паспортом, не примет участие в выборах?
К сожалению это так. Эта проблема существует, и существовала и в прежних выборах. Необходимость требует, чтобы для участия в выборах у человека были гражданство Абхазии и паспорт. Из жителей Гальского района не у всех есть абхазский паспорт, исходя из того, что нельзя одновременно иметь гражданство Абхазии и Грузии. А единственным условием его получения является отказ от гражданства Грузии, который непременно должен быть подтвержден президентом Грузии. Однако формально такие справки об отказе от грузинского гражданства принимаются, но пока не все люди, проживающие в Гальском районе готовы отказаться от гражданства Грузии. Поэтому этот процесс растягивается.
Какую может сыграть роль поддержка России в их успехе или безуспешности?
Если опять же вспомнить 2004 год, когда Россия откровенно поддерживала одного из кандидатов в президенты, это вызвало в народе противоположную реакцию, что и обусловило тогда победу Багапша. В настоящее время, полагаю, что Россия будет действовать осторожно, и открыто не вмешается в предвыборную кампанию с использованием разного рода инструментов. В том числе, приглашение звезд российской эстрады и др., так как это может вызвать абсолютно противоположную реакцию. Вопрос России, естественно, существенный для общественно-политической жизни Абхазии, поскольку это связано с признанием, но не для выборов.
Есть ли среди предполагаемых кандидатов явно пророссийской ориентации?
Кто бы сегодня ни пришел в управление Абхазии, будет сторонником курса стратегического партнерства с Россией. Вероятность того, что придет и станет президентом кто-то, кто не поддерживает этот курс, фактически исключается.