Во вторник в Москве при участии Союза кинематографистов России и «Московской абхазской диаспоры» прошел показ фильма, посвященного первому лидеру абхазских сепаратистов Владиславу Ардзинба.
Документальная картина, снятая режиссером Ольгой Дубинской по мотивам неопубликованных мемуаров Ардзинбы, заняла призовое место на кинофестивале «Сны об Апсны», проводившемся в оккупированном Сухуми, а теперь была презентована московским абхазам.
Публика начала собираться в Доме кино примерно за час до показа. На лестнице и в фойе висели фотографии, сделанные автором фильма в Абхазии в период съемок. Даже не смотря на яркие краски, на снимках в глаза бросалась разруха, царящая в оккупированном регионе.
«Ольга Дубинская родилась в столице Империи, в Москве. Но жизнь по-настоящему полюбила у моря, в провинции» — эти слова абхазского актера Кесоу Хагба висели, как предисловие к выставке.
Среди шума, стоявшего в помещении Дома кино, практически не было слышно абхазской речи. Мужчины среднего возраста, составлявшие большинство из присутствовавших, да и молодежь, в основном предпочитали общаться по-русски между собой.
В этом сообществе выделялись русские казаки в синих костюмах и черных сапогах. Они с ног до головы были обвешаны никому не известными орденами и медалями, которые им выдал неизвестно кто за неизвестно какие заслуги.
Нынешнее поколение абхазов, пожалуй, единственные из кавказцев, кто благосклонно относится к этим сектантам, которые были главными исполнителями геноцида кавказских народов в XIX и XX веках.
С предисловием к фильму на сцене выступила секретарь «Союза кинематографистов» Ольга Палатина. Она призналась, что испытывает неподдельный восторг, каждый раз посещая оккупированную Абхазию, которая по ее мнению, является истинной «страной души».
«Абхазия – это страна, где собраны святые места, где монастыри, где чтят Православную веру» — заявила она с благоговейным трепетом в голосе. Однако ничего не было сказано по поводу Илорского храма и Бедийского собора, которые изуродованы представителями абхазского режима.
Г-жа Палатина также не упомянула про уничтожение могилы царя Баграта III в том же Бедиа в 2004 году, останки которого сепаратист Кишмария назвал «какими-то костями». Уж тем более, ей не известны такие факты, как расстрел грузин-инвалидов русским казаком внутри Каманского монастыря, убийство его настоятеля отца Андрия (Курашвили), похищение и убийство историка-реставратора, абхаза Георгия Ануа осуществленные в 1993 году. Эти факты прошли мимо ее ушей, также как и мимо большинства других российских «верующих».
«Владислав Ардзинба – национальный герой и освободитель абхазского народа!» – объявлял со сцены уже т.н. «посол» Абхазии Игорь Ахба. До этого он вспомнил моменты из жизни главного абхазского сепаратиста и заявил, что лишь благодаря его трудам «Абхазии удалось добиться признания независимости рядом государств, но, что самое главное – великой Россией», после чего последовали аплодисменты.
Удивительно, как люди, считающие себя «великими патриотами» абхазской «национальной идеи», воодушевленно приняли эти комплименты в адрес государства, которое всего 150 лет назад осуществило над их народом первый в истории спланированный геноцид.
Впрочем, отдельные сюжеты показанного фильма не оставили сомнений, откуда у абхазов такие проблемы с исторической памятью. В одном из эпизодов голос за кадром сообщил: «Абхазия была целью многих завоевателей. В XIX веке здесь развернулась т.н. «Кавказская война» с Россией, в результате чего многие абхазы были вынуждены уйти за море».
Мухаджирство – так называлось массовое выселение абхазо-адыгеских народностей в Турцию во время Кавказской войны в XIX веке. Возможно в Сухуми уже забыли о том, как их запихивали в трюмы кораблей, подобно скотине, и выкидывали за борт тех, кто умирал от болезней. Более 600 тысяч (!) человек было насильно увезено с родной земли. Российские генералы слали в Петербург подробные отчеты о том, как ими производится «очищение» новых земель от коренного населения, на место которого заселяли казаков и армян.
Более 500 тысяч человек (!) по всему черноморскому побережью было вырезано российской армией только из-за их национальности и нежелания принять власть захватчиков. Целые аулы разорялись и сжигались дотла, а их жителей убивали или уводили в плен.
Зато теперь во всем этом оказались виноватыми грузины. «На освободившиеся земли постепенно начали приходить колонисты из Грузии. С тех пор в учебниках истории эти края постепенно стали называться грузинскими» — заявил голос за кадром.
Поражает то факт, насколько представители российского общества и культуры научились нагло и бесцеремонно перевирать историю, сделав ложь ее эталоном. Конечно, грузинское присутствие в Абхазии уходит корнями еще во времена Колхиды (а это VI век до н.э.) – и тут они ничего поделать не могут.
Но факты их бесцеремонного обмана, умалчивания и искажения наглядно демонстрируют, как Россия пытается ввести в заблуждение и спровоцировать общественность к агрессии. Также они поступали и в Абхазии в конце 80-хх, что вылилось в кровопролитную войну.
Сегодня Абхазия является одним из самых отсталых регионов в мире. Единственным результатом «освободительного движения», которое возглавил Ардзинба, стало изгнание грузинского населения. Других достижений за 20 лет у них не имеется.
Конечно, российская пропаганда научила их во всем обвинять грузин. Однако грузины не виноваты в том, что абхазская молодежь гибнет от наркомании, что абхазский язык используется только в деревнях, что на территории Абхазии африканская преступность и коррупция.
Из мемуаров Ардзинбы мне особенно запомнились следующие слова: «Что же это будет, если наша земля будет называться Автономной Республикой Абхазия, а в ней не будет ни духа абхазского, ни песни абхазской, ни слова абхазского?» — вопрошал первый лидер сепаратистов. Но, как ни странно, именно такую Абхазию под российским сапогом оставил он своим потомкам.
Те, кто забыл свою историю, кто жмет руки казакам и считает себя имперской провинцией, другого добиться не смогут.