Науру и Абхазия: одно обездоленное микрогосударство, брошенное на юге Тихого Океана, другая спорная бывшая советская республика, находящаяся в 13 000 км, итак, почему они так стремятся быть друзьями?
Россия хочет, чтобы остальной мир признал отколовшееся государство, но она нуждается в поддержке других стран (больших или малых). Где в мире она может найти союзников?
На первый взгляд, Науру и Абхазии вряд ли станут союзниками на мировой арене, у них мало общего, кроме их безвестности, и острой нужды в новых друзьях. Науру, маленькая республика, которая является обездоленной в южной части Тихого океана, где всего 8,5 квадратных километров, около 10000 жителей, а также острая нехватка средств после краха ее единственной отрасли промышленности по добыче фосфатов.
Абхазия занимает около 13000 км на восточном побережье Черного моря, является бывшей советской республикой, где проживают около 240000 человек, у нее очень мало союзников на международной арене, кроме своего главного покровителя, России. Ее независимость признали только шесть стран, в том числе Науру, остальной мир рассматривает ее как отступническую провинцию Грузии, против которой она боролась в кровавой сепаратистской войне в 90х годах.
Тем не менее, несмотря на их различия, Науру и Абхазии в последнее время стали близкими друзьями, в результате «бумажные войны» между Россией и Грузией, которая меняет геополитический ландшафт южной части Тихого океана и обвинялась в дипломатии с посредством чековой книжки – помощь в виде инвестиций и подарков для дипломатической выгоды, включая свои голоса в ООН.
После окончания войны с Грузией в 2008 году, Россия лоббирует международное признание Абхазии и Южной Осетии, двух мятежных грузинских территорий, находящихся в центре этого конфликта. Первый выстрел в дипломатической войне в конце 2009 года был сделан, когда Науру стала лишь четвертой страной (после России, Никарагуа и Венесуэлы), готовой установить дипломатические отношения с Абхазией и Южной Осетией. Экономическое положение Науру тяжелое, что вынудило обратиться за беженской помощью от имени Австралии, и впоследствии Науру получило $10 миллионов (£6,3 миллионов) в российских деньгах, которые использовались на оплату работы над портом и самолетами.
Визит Министра иностранных дел России, Сергея Лаврова в Фиджи, на прошлой неделе для проведения переговоров с тихоокеанскими островными странами свидетельствует о новой напористой политике Москвы в южной части Тихого океана, что в свою очередь вызвало Грузию начать конкурирующую кампанию, чтобы уважить лидеров региона. «Хотя война с Грузией закончилась, мы находимся в процессе постоянного дипломатического боя», сказал Юрис Гулбис, посол Абхазии в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, отмечая конкуренцию в «бумажной войне».
Г-н Гулбис сказал, что Независимая Абхазия приблизилась примерно к 14 странам в регионе, и ожидает как минимум еще четыре, в довершение к трем Тихоокеанским Островным государствам, включая Науру, которые уже признали Абхазию и дают их поддержку к концу года. Конечная цель — признание в Организации Объединенных Наций с каждым голосом от государства-члена, равняющемуся другому маленькому шагу на пути к государственности.
«Абхазия столкнулась с такой проблемой, как европейские страны, они хотят признать нас, но есть большое давление на них извне», пояснил г-н Гулбис. «Тихоокеанские государства более демократичны и, возможно, более суверенны, чем некоторые страны Европы». Науру и Абхазии не такие разные, как это кажется, добавил он. «Они прошли через одно (независимость) борясь сами за последние 30 лет».
Однако, наблюдатели видят, что менее идеалистические побуждения, лежащие в основе отношений. Доктор Стивен Ратува, специалист по Тихоокеанской политике в университете Окленда, сказал, что область испытывает новый раунд дипломатии «чековой книжки». «Это — взаимная вещь, а не улица с односторонним движением», сказал он. «Большие страны имеют целью использовать их, и получить их поддержку. Они делают это в Тихом океане, потому что островные государства очень легко «подвесить как морковь» из-за их размера и государственной экономически, но у них все еще есть голоса в ООН».
Доктор Ратува сказал, что текущие маневры стали «повторением Китайско-Тайваньской дипломатической игры», в которой Тихоокеанские лидеры «стали мастерами игры одной стороны против другой», чтобы вынести больше пользы для себя. Тайвань и Китай в конце концов заключили перемирие после вмешательства дипломатических союзников, после унизительного дела в 2008 году, в котором Тайвань потерял более $ 30 млн. пытаясь убедить Папуа-Новую Гвинею перейти на его сторону.
До недавнего времени основное внимание России и Грузии было акцентированно на ухаживании за Фиджи, эта страна стремится повысить свой региональный статус и создавать новые союзы. Начиная с военного переворота в 2006, Фиджи было маргинализовано традиционными Тихоокеанскими полномочиями Австралией и Новой Зеландией, и было оставлено вне регионального блока Тихоокеанского Форума, за его отказ провести выборы.
В октябре прошлого года министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе посетил Фиджи. Тогда, в конце прошлого месяца, за несколько дней до этого должен был сделать свой первый визит на Фиджи министр иностранных дел России г-н Лавров, и грузинская делегация вернулась, чтобы подарить островной республике 200 ноутбуков. Замминистра иностранных дел Грузии Давид Джалагания, заявил, что Тбилиси надеется, Фиджи будет противостоять «искушению или давлению» со стороны России и откажется признавать Абхазию и Южную Осетию.
«Ясно, что это дипломатия чековой книжки», сказал г-н Гулбис. «У Грузии не было никаких отношений в течение многих лет ни с кем на юге Тихого океана, но внезапно, непосредственно перед прибытием российского Министра иностранных дел, появляется делегация из Грузии, с этими абсолютно бесполезными ноутбуками грузинского производства».
Россия также начала выплаты помощи для Фиджи, в том числе $ 20,000 на восстановление после недавних наводнений. Но г-н Гулбис отрицал, что это было сделано для того, чтобы заручиться дальнейшей поддержкой государственности Абхазии. «Мы не заплатили ни одной стране Тихого океана, чтоб они признали нас», сказал он, добавив, что $ 10 млн. платежей от России для Науру также не были для признания страной независимости Абхазии и Южной Осетии.
В прошлом году страны Вануату (население 240 000) и Тувалу (население 11,000) последовали примеру Науру и признали Абхазию. Последний из низменных атоллов страдает от пресноводного кризиса, который держится, на основном, на иностранных денежных переводах и за счет продажи ТВ и веб-доменов, успешно получил «подсластителей» с обеих сторон. В сентябре он получил партию лекарств на сумму около $ 12 000 из Грузии, прежде чем переключить свою преданность и получить груз из тысяч бутылок Воды Фиджи, любезно от Абхазии.
Тимур Зевахин, первый секретарь посольства России в Австралии, заявил, что Москва сделала весомый вклад в помощь Тувалу, добавив, что «трудно сказать», могут ли другие Тихоокеанские страны рассчитывать на получение вклада по той же шкале, что и Науру.
«Если страны нуждаются в помощи, мы будем рассматривать их просьбу», сказал он. «Фиджи был затоплен, поэтому мы помогли им. В Науру была сложная экономическая ситуация, так что мы помогли и им».
Помощь в виде платежей не имеет ничего общего с вопросом о признании отколовшихся от Грузии государств, сказал он, добавив, что на заседании на прошлой неделе с руководителями Тихого океана в Фиджи, вопрос об Абхазии и Южной Осетии не поднимался вообще. «Мы просто хотим развивать отношения с этими странами», сказал он.
Встречи, которые прошли успешно, и будут проводиться регулярно в будущем, были частью цели России укрепить свое «политическое и экономическое присутствие» в регионе, как «неотъемлемая часть» своей Азиатско-Тихоокеанской стратегии, заявил г-н Зевахин. Видение России изложены в статье г-на Лаврова, который описывает, как центр роста мировой экономики быстро продвигается в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, где проходит «появление нового полицентрического миропорядка».
Австралия, в частности, отреагировала осторожно, на русское появление «на своем заднем дворе», и выразила свою озабоченность по поводу того, что борьба между Россией и Грузией за влияние подрывает усилия в области развития в регионе.
Доктор Ратува сказал, что такая дипломатия чековой книжки, если она испытывает недостаток в прозрачности, может, в конечном счете, способствовать культуре политической коррупции, уже актуальной в Тихом океане. С другой стороны десятилетия «управления» Австралии и Новой Зеландии островами, достигли немногого с точки зрения экономического развития. Возможно, прибытие новых игроков могло иметь долгосрочную выгоду, если Тихоокеанские лидеры энергично ответят на такую возможность.
«Раньше они были прижаты в углу. Теперь они имеют более широкий круг глобальных участников для решения», сказал он. «Тот факт, что все эти «большие парни» идут к ним дает им ощущение зрелости и политической самооценки, которых не было раньше. Если они будут использовать эту обретенную уверенность в стимулировании экономического развития, это может быть положительным для них».