Интервью Ибрагима Яганова председателю международного гиперсионистского движения «Беад Арцейну» Аврааму Шмулевичу вызвало бурную дискуссию. По просьбе «Газеты Юга» лидер «Хасэ» в КБР разъясняет свою позицию:
Истерика в сети поднялась из-за моей фразы «Абхазская молодежь смотрит в сторону Грузии». Ее каждый понял по-своему. Я имел в виду, что прошло 20 лет после абхазской войны, надо подводить итоги.
Считаю, что я один из тех, кто имеет право это делать. Никто из живущих в Абхазии такого позволить себе не может, потому что будет подвергнут репрессиям.
В Грузии идут демократические реформы. Возникает вопрос: почему для Абхазии статус независимости остался формальным и ничего с места не сдвинулось? За 20 лет изменений в уровне жизни нет.
Не могу допустить мысли, что гибель стольких людей была напрасной. За что боролись кабардинские добровольцы? Мы не можем допустить, чтобы в угоду некоторым абхазским политикам у власти, заинтересованным в сегодняшнем положении, когда отмываются огромные деньги, создаются идеальные условия для коррупции, было принесено в жертву все, чего добились ценой войны.
Старое поколение военных уходит, а для абхазской молодежи та война – это просто история, они выросли в совершенно другой среде. Мы считаем, что за эти 20 лет Абхазия должна была поставить точку в этой войне, наладить нормальные взаимоотношения с Грузией, закрепить успех в плане становления государственности.
Если в России изменится вектор политики на Северном Кавказе, а последние события напрямую на это указывают, и если к власти в Грузии придет пророссийский Иванишвили, в Абхазии поменяется все кардинально. К этому она совершенно не готова.
Несмотря на то, что кабардинцы сыграли весомую роль в абхазской войне против Грузии, именно она протянула нам руку в вопросе о геноциде черкесов. Исторически у нас с Грузией были дружеские отношения, в Нальчике много коренных грузин. Считаю, что прошло достаточно много лет, чтобы их наладить снова. Нельзя всю жизнь жить в положении войны. Победителям, водружавшим флагнад Рейхстагом, в страшном сне не приснилось бы, что сейчас их внуки стремятся жить в Германии. Но мы пришли к этому, и это нормальный эволюционный процесс. Сегодняшняя политика Абхазии очень мешает нам нормализовать взаимоотношения с грузинами и другими соседями. Жить в конфронтации – противоречить национальным интересам обоих государств. Нужен активный дипломатический диалог.
Но если Грузия снова начнет решать вопросы силовым путем, мы безоговорочно поддержим Абхазию.
Истерика, которая происходит при одном слове «Грузия», не дает нам интегрироваться в европейское пространство. Через Россию этот путь очень узкий для нас и контролируемый. Мы мечтали, что Абхазия станет для черкесского этноса свободным окном в мир. Но не стала. Мало того: перекрывает нами другое окно – через Грузию.
Вполне возможно, что у Грузии есть определенная цель – использовать черкесский вопрос. Но это нормально. Такие интересы есть у любого государства. Есть интересы и у черкесов. Политика состоит из сталкивания этих интересов. До тех пор, пока Грузия не предпримет шаг, напрямую указывающий, что пытается воспользоваться нами, игнорируя наши интересы, мы не имеем права ее подозревать. Мы обязаны идти на контакт, налаживать отношения. Тем более, ветер из Грузии весьма перспективен. Безвизовый режим для черкесов – серьезный шаг к сближению. Мы считаем, что поддерживать и дальше эту истерию и вести холодную войну нелогично. Настало время перезагрузки отношений. И эта перезагрузка может быть интересной не только для черкесов,но и для абхазов тоже.