Речь Амвросия Хелая , произнесенная в связи с прибытием в Сухуми католикоса-патриарха Леонида:
«…После ста десяти лет рабства Абхазия переживает эпоху, когда она должна вспомнить и найти свой исторический путь и церковно присоединится к матери-церкви католической Иверии. История гласит, что в то время, когда наша церковь была цельной, вера в этом краю процветала, о чем четко явствует житие Або Тбилели. Тогда этот край и культурно значительно выше стоял. Свидетелями и доказательством того являются: Пицунда, Дранда, Мокви, Бедия, развалины храмов в Цебельде…и другие. На всех этих великолепных остатках глубоко отображена печать тесной связи грузин и абхазов, совместного братского труда рука об руку.
Следует найти этот старый путь, обновить этот союз, разжечь в этом краю прежнюю веру и культуру, чтобы абхазы и грузины вновь братски взявшись за руку, с объединенными силами победно шли по жизненному пути в это время беспрецедентной борьбы между народами за существование, чтобы не быть поглощенными в океане вооруженного врага. Сила в единстве…«
1919 год. 10 октября. Сухуми
Этот небольшой фрагмент из выступления католикоса-патриарха Грузии Амвросия Хелая ясно свидетельствует, как он противостоял попыткам внешних сил посеять распри в Абхазии, прибегал ко всем усилиям, чтобы воспрепятствовать искусственно созданной агрессии в отношении грузинского языка и богословия. Произнесенные святым первосвященником проповеди и письма (материал хранится в Национальном центре рукописей), касающиеся отношений грузин и абхазов, являются важными и современными и сегодня.
Этот процесс начался ни сегодня, и не вчера…
Уничтожение грузинского культурного наследия в оккупированной Абхазии продолжается и сейчас. В Бедийском монастыре стерли надписи и фреску первого царя объединенной Грузии Баграта III. Об этом стало известно в январе из заключения, подготовленного Национальным комитетом России международного совета музеев ICOM ( The International Council of Museums).
Вопрос нынешнего существования находящихся в Абхазии памятников зодчества и их будущего периодически обостряется. За этим обычно следуют выступления, комментарии специалистов, эффектные и громогласные заявления СМИ, делаются официальные заявления.
В каком реально положении находящиеся в Абхазии исторические памятники, какой информацией владеют специалисты? На эти вопросы говорит представитель Национального агентства охраны культурного наследия при Министерстве культуры и охраны памятников Георгий Гагошидзе.
В Абхазии борьба против Грузии и грузин, фактически уже идет в другом плане, в частности, видимо начинается разрушение истории. Однако я уверен, это не решение самых абхазцев, так как созидателями этой истории вместе с грузинами были и они. Грузины и абхазы являются автохтонным населением данной территории.
На памятниках архитектуры, находящихся в Абхазии, весьма много грузинской надписи. Надписи являются показателями идентичности. Я хочу сказать, что грузинские надписи не означают, что там проживали только лишь этнические грузины, разумеется, были и абхазы. В средневековой Абхазии разговорным, письменным, литургическим языком был грузинский язык, грузинские также и архитектурные строения, и дошедшие до нас высеченные на них лапидарные надписи. Это подтверждают и письменные памятники, и топонимы. А как иначе, где формировался этот народ? На каком языке они писали, читали, или ничего у них не было?! Абхазы наши кровные братья…это их родина и сам абхаз собственного предка, разумеется, не стал бы осквернять, если бы не политическое направление и такая обстановка оккупации….
Я уверен, эти действия происходят по заказу оккупанта, чтобы стерся и исчез грузинский исторический и культурный след в Абхазии, иного смысла я не вижу… Распилить пилой историю этих кровно связанных между собой народов и переплетенную историю, как пытаются сегодня, невозможно, истечет кровью не только грузинская, но и абхазская культура. Это явно навязанное, привнесенное извне желание, чтобы разделить нас.
-Не является случайностью, что краеугольным камнем новой атаки стали Илори и Бедия. На их всеобще известной истории, очевидно, нет необходимости пространно останавливаться, все в Грузии знают, почему эти памятники и их функция столь важны. И все же, напомним о них читателю.
-Объединение Грузии начинает не только Тао-Кларджети, первые шаги сделали абхазские цари, которые стали стремиться к Картли, бороться за Картли. Затем, на исходе X века одержал победу Давид Курапалат, однако вот как получилось: царем единой Грузии стал потомок царей Тао-Кларджети и Абхазии. Так что, у абхазов было единое грузинское ощущение. В средние века для арабских и персидских историков абхаз и грузин были адекватными терминами. Когда говорили абхаз, часто подразумевали грузина.
Грузинского царя, абхаза по матери и грузина по отцу, абхазы, будто наперекор по какой-то своей хронологии выводят, как Баграта II, так как у них был один Баграт. Тем временем, ведь Баграт III царь объединенной Грузии, в которую входили и Абхазия, и Картли, и Кахетия. Царем этой большой страны хронологически является Баграт III.
Вновь созданному государству был необходим символ мощи и «великий царь» в столице, Кутаиси, воздвиг храм Баграта, а также «церковь Бедии и создал церковь епископством, принес в дар многие села со всеми оврагами и местами, исполнил всеми благами, украсил церковь всеми украшениями, благословил и посадил епископа». Эти строительства были явлением государственной значимости, и выходили за рамки желания создать рядовые христианские святилища.
С архитектурной точки зрения это типичные образцы грузинского зодчества, вписанная крестового типа церковь: купол опирается на своды алтаря и две колонны с западной стороны.
Царь обильно украсил вновь построенный храм, сделал большие пожертвования. На сегодня до нас дошла лишь бедийская чаша (датированная 999-1001 годом. Превосходным образцом ювелирного дела являлась и илорская чаша конца X века, утерянная в начале XX века), надпись на которой повествует об истории ее создания и реставрации. Надпись на асомтаврули (древнегрузинская письменность) гласит, что Баграт III и его мать царица Гурандухт преподносят в дар чашу построенному ими же храму.
Бедию современники считали олицетворением мощи новой Грузии, и ее непревзойденного царя: «Если кто желает ощутить и понять возвышенность и величие его царствования, первым да познает украшение бедийской церкви и по нему постигнет и познает, что нет никакого другого царя подобного ему в стране Картли и Абхазии»- сообщает «Летопись Картли».
Бедийский храм много раз был отремонтирован, сегодняшний декор преимущественно XII-XIII веков, однако остались орнаменты времен царя Баграта, тимпан дверей, декорированные кресты, очень похожие на архитектурный декор Тао-Кларджети.
Фреска Баграта, как строителя храма, находилась в восточной части южной стены монастыря. Это была единственная фреска царя, его исторический портрет. Начали именно с этой стены, и объясняют это тем (я слышал об этом по абхазскому телевидению) что, во время войны грузины якобы думали, что здесь укрепились абхазы, стреляли по южной стене, и развалили ее. Это ложь, мы перепроверили. Эта стена была повреждена и до того. В 70-е годы там работали грузинские реставраторы и она была культурно восстановлена: был обсыпан облицовочный камень, поэтому их местами восстановили, в некоторых местах просматривался раствор, в некоторых — тесаный камень.
Реставрационные работы проводила зарегистрированная в российском городе Владимире компания «Тектоник». Для укрепления внутрь стены они залили раствор, и говорят, будто за этим последовал обвал. Не следовало заливать бетон, там укрепительные работы специалисты провели бы осторожно, профессионально.
Фреска Баграта была обновлена в XIII-XIV веках и были видны две буквы. Рядом были изображения Дадиани (поздних ктиторов храма) и на высоте 3-4 метров надпись на асомтаврули из трех или пяти строчек. Я уверен, стену обрушили из-за этой надписи, настолько она бросалась в глаза, и видимо, жертвой этого стали фреска Баграта и изображения Дадиани. Логически так получается. Это было целенаправленное действие за ширмой «реставрации», преследовавшее целью уничтожение грузинского следа.
Пусть допустят международный мониторинг, в том числе дадут возможность грузинским специалистам на месте осмотреть существующее положение и эти подозрения исчезнут…
****
— Миссия культурного наследия ЮНЕСКО осуществила мониторинг находящихся на территории Абхазии памятников в 1997 году, четыре года спустя с завершения войны. На протяжении 18 лет это был единственный случай, когда международным экспертам дали возможность мониторинга состояния памятников на этой территории. За короткий срок они осмотрели всего 17 памятников (частично рассмотрели и музеи), и о состоянии каждого представили краткий отчет. Отчет русского бюро ICOM на самом деле не тот документ, который не стоит принимать во внимание, так или иначе в нем обрисована реальная картина, но все равно она односторонняя и неполная, многое там скрыли. Можете вообразить, каково, если обнародуют реальный документ?! Наверное, у всех нас будет сердечный приступ….
Даже в таком пристрастном документе видно, какой вандализм был совершен, не смогли скрыть обрушения фрески Баграта, и в особо говорится об Илори.
Илори типично западногрузинская церковь, построенная в XI веке. Такими церквями полна Имеретия: Саване, Спети XI века… С такими же дугами, такими же орнаментами, в Абхазии тоже много таких церквей. «Есть церковь Илори святого Георгия… Церковь без купола, малая, богатая и украшенная».
Илори средних веков входила в рамки одишского княжества. Об ее охране заботились владетельные князья Мингрелии. Последняя реставрация была проведена в 40-е годы XIX века.
Илори была важнейшей святыней всей Западной Грузии. Священнодействие прекратилось после оккупации территории Абхазии. Я тоже ходил в детстве, помню, побелка частично была осыпана.
Осенью 2010 года церковь вновь побелили. В том числе восточную стену, на которой было пять надписей XI века, арки покрасили в красный цвет и воздвигли характерный для русской архитектуры лукообразный купол. В результате «реабилитационных» работ полностью нарушена аутентичность памятника. Нарушены особенности, характерные для грузинской традиционной архитектуры. Если делаешь реставрацию, зачем воздвигать бессмысленный купол, который никогда не ставили на церквях зального типа в Грузии? Разве не следует соблюдать первичный вид?! Значит, хочешь придать другой стиль, то есть убить память…
Видимо, до того, как туда прибыла данная миссия, на восточном фасаде одну надпись и рельеф святого Георгия очистили. Однако на восточном фасаде уже не видно пяти надписей времен строительства, в котором были упомянуты построившие храм светские и духовные ктиторы: некий Галатоз, архиепископ Георгий, местный феодал Георгий Гургенидзе, священник Георгий Кочолава. Не знаем, они попали под побелку, или их отломали. Поэтому мы имеем все права сказать, что надписи уничтожены.
Некоторые тамошние духовные лица говорят, дескать, если бы мы боролись с грузинским языком, посмотрите, во дворе храма на могилах духовенства есть грузинские надписи XIX века, уничтожили бы грузинскую икону святой Нино. Коварные слова: оставляют поздние надписи и уничтожают изначальные, так что же получается? Создателями церкви были другие люди, а эти могилы поздних завоевателей?! Не видны надписи строителя XI века, а XIX века видны. Хорошо, что и их не убрали, однако логичный шаг, скрыть изначальный.
Грузинская архитектура тем и интересна, богата и многообразна, что уголки Грузии в средневековой архитектуре имеют свою характеристику, но есть и объединяющие признаки и в этом единстве разные признаки смотрятся как полифония. К примеру, кахетинская архитектура очень похожа на архитектуру соседнего региона Картли, но отличается подходами. В кахетинской архитектуре видны стремящиеся ввысь пропорции, строительный материал другой, меньше орнаментов, оперирование происходит формами и стремлением в высоту, созданием архитектурного строения, тогда как в Картли архитектура в большей мере приземленных пропорций, внимание преимущественно уделяется светлому камню, на передний план особенно выдвинут орнамент. Она подчеркивает детали. Также и в Западной Грузии, имеретинская отличается от мингрельской, мингрельская от тао-кларджетской, имеретинская и Рачинская ближе друг к другу. Мингрелия и Абхазия весьма похожи, здесь больше влияния западной, византийской архитектуры, например, в технике строительства использовали способ, подобный византийской — чередование кирпича и камня, однако вместе с тем это типично грузинская архитектура по плановой характеристике и по разным деталям. В это единство садится и абхазское зодчество.
-На территории Абхазии свыше 1 100 архитектурных памятников. Какая их ожидает участь?
В Абхазии в особенности представлено многообразие грузинского историко-культурного наследия. Кафедральный собор Пицунды один из древнейших в Грузии. Его епископ Стратофил в 325 году присутствовал на Никейском собрании.
Мы не знаем, что происходит в Цебельде, Мокви… Уничтожены и другие памятники, на которых проводятся неправильные реставрационные работы. В Новоафонской церкви святого Симона Кананита (построена в IX-X веках, отремонтирована русскими в XIX веке), как в этом документе пишется, сегодня идут археологические раскопки. На фото видно, церковь снаружи почистили, вокруг раскопали, не знаем, что делают… Работают и в интерьере. Обнаружены квеври (глиняные кувшины), фрагменты стен, то есть подошли к чему-то древнему. Даже оккупанты не могут скрыть, что необходима интерпретация того, что работают без археологов. Представьте, сколько всякого они могли обнаружить, возможно, нашли и надписи, но когда раскопки проводятся без специалистов, пропащее дело.
Разумеется, все проведенные на территории Абхазии археологические раскопки незаконные.
Приказ на раскопки издает Министерство культуры Грузии, таким образом, они считаются незаконным, даже если бы были включены русские профессионалы. Тем, кто это делает, наверное, должно быть запрещено, выступать на конференциях заграницей, так как они совершают недопустимое, разворовывают и разоряют чужую культуру.
Когда говорят, чтобы для международного мониторинга приехали специалисты и осмотрели древности, что произойдет, если грузины тоже приедут?! Если им нечего скрывать. Да и иностранцев тоже не допускают …
Если они хотят жить в этом мире, то должны подчиняться международным законам, до каких пор Абхазия, этот подобный жемчужине край должен быть закрыт, обездолен? Русские всячески их ограничивают… Разве то что есть, это независимость?! Полагаю, что это временное. Я не говорю о политическом единстве и решении… Когда молодой человек получит немного образования, познакомится с историей предков, действительно поймет, что грузин приходится ему родственником, что имел место вандализм. Я уверен в этом, однако на это требуется время. Я опять же надеюсь на абхазов, они наши братья. Разум и реальность должны возобладать над ненавистью.